Род некрупных ихтиозавров Nannopterygius, прежде считавшийся весьма редким и плохо изученным, оказался одним из самых обычных ихтиозавров своего времени. Это установил исследователь из Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН вместе с английской коллегой, прибегнув к необычному способу изучения «недосягаемого» скелета в Музее естественной истории в Лондоне. Как выяснилось, нанноптеригии были широко распространены в северном полушарии в конце юрского периода, а некоторые из них пережили рубеж юрского и мелового периодов в условиях высоких широт.

Ихтиозавры-офтальмозавриды (семейство Ophthalmosauridae) населяли моря планеты с середины юрского и до середины мелового периода. Единственный хорошо изученный офтальмозаврид – типовой род Ophthalmosaurus, известный по сотням скелетов из келловейского яруса средней юры Англии. Все прочие средне- и позднеюрские роды семейства известны по одиночным, часто фрагментарным находкам. К ним, в частности, относятся роды некрупных ихтиозавров Paraophthalmosaurus и Yasykovia, описанные отечественными исследователями в 1990-е годы. Они удивительно похожи на одновозрастного Nannopterygius из Англии, но за все время изучения их никогда не сравнивали. Род Nannopterygius был выделен известным немецким палеонтологом Фридрихом фон Хюне в 1922 году для необычного вида ихтиозавров из верхней юры Англии – Ichthyosaurus enthekiodon. Типовой и единственный экземпляр этого вида, описанный в 1871 году англичанином Джоном Халком, хранится в Музее естественной истории в Лондоне. После того, как скелет нанноптеригия был помещен в витрину на высоте 5 м, он стал недоступным для повторного изучения.

Чтобы изучить «недосягаемый» голотип, научный сотрудник Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН Николай Зверьков прикрепил подсоединенную к компьютеру фотокамеру к рыболовной удочке. Этот оригинальный подход позволил получить детальные фотографии и уточнить строение скелета Nannopterygius enthekiodon. Благодаря новым данным удалось найти еще несколько экземпляров нанноптеригиев в музеях Англии – в Оксфорде, Кембридже и в Музее юрской морской жизни в Киммеридже. Дополнительные экземпляры, хоть и не столь полные как голотип, пролили свет на особенности строения черепа нанноптеригиев. Стало очевидно, что различия между нанноптеригием и российскими параофтальмозавром и языковией минимальные, при этом они четко отличаются от других ихтиозавров, включая офтальмозавра.

Изучение российских позднеюрских ихтиозавров показало, что из всех видов параофтальмозавров и языковий только типовые Paraophthalmosaurus saveljeviensis и Yasykovia yasykovi обладают признаками для признания их отдельными видами, но теперь они включаются в состав рода Nannopterygius. Таким образом, нанноптеригии обитали не только в морях Западной Европы, но и в Среднерусском море, покрывавшем значительную часть Европейской России.

Также удалось установить присутствие нового вида нанноптеригиев в отложениях нижнего мела Арктики. Неполный скелет этого ихтиозавра со Шпицбергена был описан норвежскими исследователями в 2018 году, однако они не смогли установить его таксономическую принадлежность и описали находку в открытой номенклатуре, определив лишь до уровня семейства. Еще несколько костей нанноптеригия были обнаружены в 2015 году в нижнемеловых отложениях на Земле Франца-Иосифа автором исследования Николаем Зверьковым. Эти материалы послужили основой для выделения нового вида – Nannopterygius borealis, самого северного и самого позднего представителя своего рода. Это единственный нанноптеригий, найденный в меловых отложениях. По-видимому, нанноптеригии пережили рубеж юрского и мелового периодов в условиях высоких широт.

"Долгое время считалось, что морские рептилии обитали на ограниченных территориях — в Европе свои роды и виды, у нас — свои, в Аркике третьи, в Южной Америке — четверные — почти никаких пересечений. А все дело было в том, что исследователи уделяли больше внимания находкам из своих стран, чем зарубежным. В приоритет ставили описания новых родов и видов. Только сейчас, в том числе и благодаря сотрудничеству с заинтересованными зарбежными коллегами, мы начали  понимать, что картина была противоположной и разные роды и виды морских рептилий обитали на значительных территориях, подобно современным дельфинам и китам, которые распространены очень широко. Теперь мы по-новому смотрим на этих животных. Возможно, они активно путешествовали. Кто знает, может, они даже совершали сезонные миграции. Наши представления об ихтиозаврах начинают меняться с каждым новым открытием. Размышляя в этом ключе, мы продолжаем пересматривать другие уже известные формы и находить и все больше родов и видов этих животных, которые раньше считались редкими, эндемичными, но оказывается, что они встречались повсеместно", — рассказал Николай Зверьков.

А на вопрос, как вы пришли к такому необычному способу изучения «недосягаемого» скелета, исследователь ответил:

"Задача была изучить скелет. Это типовой экземпляр — за ним закреплены научные названия, без его повторного изучения - никуда. Вариантов было немного. Стремянки такой длины в музее нет. Коллеги подавали идею с квадрокоптером, но в музее с обилием стеклянных витрин такое рискованно делать. Оставалось только опробовать длинный штатив, то есть удочку."

 

Публикация: Zverkov N.G., Jacobs M.L. Revision of Nannopterygius (Ichthyosauria: Ophthalmosauridae): reappraisal of the ‘inaccessible’ holotype resolves a taxonomic tangle and reveals an obscure ophthalmosaurid lineage with a wide distribution // Zoological Journal of the Linnean Society. 2020. DOI: 10.1093/zoolinnean/zlaa028

Иллюстрация: pakhnyushchyy / ru.123rf.com