Рядом с центром Млечного Пути нашли черную дыру средней массы

Ее присутствие, возможно, указывает на «каннибальские наклонности» нашей галактики.

Международный коллектив астрономов под руководством профессора Томохару Ока (Tomoharu Oka) из университета Кейо (Йокогама, Япония) обнаружил подтверждения существования рядом с центром Млечного пути черной дыры промежуточной массы. Статья об этом открытии, которое может указывать на «каннибальские наклонности» нашей галактики, опубликована в журнале Nature Astronomy. Вкратце ее содержание пересказывает сайт журнала Science.

В прошлом году Ока с коллегами обнаружили (с помощью 45-метрового радиотелескопа Национальной астрономической обсерватории Японии) рядом с центром Млечного Пути загадочное облако молекулярного газа, названное CO-0.40-0.22. Разные его участки двигались с разными скоростями, некоторые с очень большими; это указывало на наличие в облаке некого весьма массивного тела. Расчеты показали, что это может быть черная дыра массой в 100 тыс. раз больше Солнца.

Дальнейшие исследования, уже с помощью установленного в чилийской пустыне Атакама телескопа Alma, позволили «разглядеть» в центре CO-0.40-0.22 сверхплотное скопление газа, опять же предполагающее присутствие некоего крупного объекта. Прямо за скоплением обнаружился слабый источник радиоволн, причем со спектром, очень похожим на таковой объекта Sagittarius A* (Sgr A*) — который, как предполагают ученые, представляет собой супермассивную черную дыру в центре нашей галактики — однако в 500 раз менее ярким.

Итак, судя по всему, речь идет о черной дыре средней массы. Но как она туда попала? Такие черные дыры, по современным представлениям, теоретически могут образовываться в ядрах плотных звездных кластеров, которых в нашей галактике насчитывается около 150. Но CO-0.40-0.22*, по словам профессора Ока, слишком крупна, чтобы родиться таким путем. Вероятнее всего, Млечный Путь когда-то «съел» другую карликовую галактику, ядро которой и стало черной дырой.

Это подкрепляет выдвигавшееся ранее предположение о том, что наша галактика росла за счет каннибализма.

«Очень тщательно проведенное исследование, на основе интереснейших данных. Пока что это самое многообещающее доказательство ["каннибализма" Млечного Пути]», — прокомментировал работу коллег астроном Кевин Шавински (Kevin Schawinski) из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.

Это также важное подтверждение самого факта существования черных дыр промежуточной массы — в котором многие ученые пока что сомневаются.

Мы уже писали о том, что бывает, когда крупная галактика сталкивается с другой, поменьше. В прошлом году астрономам удалось обнаружить «серийного каннибала» — галактику NGC 1512, которая «съела» уже несколько других галактик и, судя по всему, не намерена останавливаться на достигнутом.

астрономия астрофизика галактики млечный путь черные дыры промежуточных масс