Международный коллектив астрономов под руководством профессора Томохару Ока (Tomoharu Oka) из университета Кейо (Йокогама, Япония) обнаружил подтверждения существования рядом с центром Млечного пути черной дыры промежуточной массы. Статья об этом открытии, которое может указывать на «каннибальские наклонности» нашей галактики, опубликована в журнале Nature Astronomy. Вкратце ее содержание пересказывает сайт журнала Science.

В прошлом году Ока с коллегами обнаружили (с помощью 45-метрового радиотелескопа Национальной астрономической обсерватории Японии) рядом с центром Млечного Пути загадочное облако молекулярного газа, названное CO-0.40-0.22. Разные его участки двигались с разными скоростями, некоторые с очень большими; это указывало на наличие в облаке некого весьма массивного тела. Расчеты показали, что это может быть черная дыра массой в 100 тыс. раз больше Солнца.

Дальнейшие исследования, уже с помощью установленного в чилийской пустыне Атакама телескопа Alma, позволили «разглядеть» в центре CO-0.40-0.22 сверхплотное скопление газа, опять же предполагающее присутствие некоего крупного объекта. Прямо за скоплением обнаружился слабый источник радиоволн, причем со спектром, очень похожим на таковой объекта Sagittarius A* (Sgr A*) — который, как предполагают ученые, представляет собой супермассивную черную дыру в центре нашей галактики — однако в 500 раз менее ярким.

Итак, судя по всему, речь идет о черной дыре средней массы. Но как она туда попала? Такие черные дыры, по современным представлениям, теоретически могут образовываться в ядрах плотных звездных кластеров, которых в нашей галактике насчитывается около 150. Но CO-0.40-0.22*, по словам профессора Ока, слишком крупна, чтобы родиться таким путем. Вероятнее всего, Млечный Путь когда-то «съел» другую карликовую галактику, ядро которой и стало черной дырой.

Это подкрепляет выдвигавшееся ранее предположение о том, что наша галактика росла за счет каннибализма.

«Очень тщательно проведенное исследование, на основе интереснейших данных. Пока что это самое многообещающее доказательство ["каннибализма" Млечного Пути]», — прокомментировал работу коллег астроном Кевин Шавински (Kevin Schawinski) из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.

Это также важное подтверждение самого факта существования черных дыр промежуточной массы — в котором многие ученые пока что сомневаются.

Мы уже писали о том, что бывает, когда крупная галактика сталкивается с другой, поменьше. В прошлом году астрономам удалось обнаружить «серийного каннибала» — галактику NGC 1512, которая «съела» уже несколько других галактик и, судя по всему, не намерена останавливаться на достигнутом.