12 августа в Государственном Дарвиновском музее прошло торжественное открытие выставки «Русский палеоарт». Палеоарт – это самый научный жанр в искусстве. Он существует столько, сколько люди изучают ископаемые находки и пытаются восстановить облик древнего мира. Но термин появился лишь в начале 1990-х годов.

В церемонии открытия выставки приняли участие: 

  • Директор Государственного Дарвиновского музея Анна Иосифовна Клюкина;
  • Заместитель директора Государственного биологического музея имени К. А. Тимирязева Мария Витальевна Рахчеева;
  • Директор Раменского историко-художественного музея Людмила Анатольевна Слизова;
  • и другие.

В "Русском палеоарте" представлены сотни работ известных и только начинающих палеохудожников. Среди их работ есть живопись, графика, скульптура, digital-арт и даже книги с иллюстрациями представителей древнего мира.

Анна Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Анна Клюкина, директор Государственного Дарвиновского музея. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

 

Директор Государственного Дарвиновского музея Анна Клюкина открыла выставку словами: «Сегодня мы открываем необычную выставку – Русский палеоарт.  Здесь вы не увидите чучел, которые у нас обычно бывают. На этой выставке глазами художников разного времени представлено видение мира, которого уже давно с нами нет, но который всегда интересовал людей. Ещё когда древние люди находили какие-то кости, то про них слагались легенды, появлялись сказки и рассказы о существовании драконов. Если читать книги XIV - XV вв., тогда серьёзные учёные «со знанием дела» писали, что раньше на Земле обитали драконы... Тогда драконами называли всё неизвестное  и необычное. И сейчас мы можем понять, как выглядели настоящие древние животные, растения, первые люди. Сейчас у нас совершенно другое видение».

Как рассказала Анна Иосифовна, идея взаимосвязи искусства с наукой для Дарвиновского музея не нова, а прослеживалась уже со времён его основания. «Дарвиновский музей был основан в 1907 году Александром Федоровичем Котсом. Он был первым в мире среди основателей естественнонаучных музеев, кто считал, что в естественно-научном музее должно быть искусство. Поэтому мы неслучайно здесь видим палеоарт-выставку».

Кураторы выставки Анна Васильева и Ярослав Попов рассказали, чем интересна выставка и на что следует обратить особое внимание.

Анна Васильева, куратор выставки. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Анна Васильева, куратор выставки. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

 

Анна Васильева, куратор выставки, искусствовед, старший научный сотрудник отдела фондов Государственного Дарвинского музея:

«Люди находили кости доисторических животных на протяжении всей своей истории, но трактовали по-разному: отсюда рождались мифы про драконов, циклопов, великанов. С новыми находками меняются гипотезы, их визуализация и, следовательно, образы динозавров. Только за сто лет накопилось некоторое количество художественных произведений, что нельзя рассматривать исключительно как научные, а их уже надо рассматривать как какие-то факты культуры, истории. На выставке хотелось показать и собрать впервые то, что делали наши художники за сто лет. В основном, эти работы сделаны специально по заказу научных музеев, либо по заказу учёных».

Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

 

Как рассказала Анна Владимировна, среди самых ранних работ на выставке представлены работы Василия Ватагина, известного анималиста (годы жизни: 1883-1969 гг.). Есть и книга Афанасия Кирхера XVII века, в ней прослеживается, как изменялось видение древних животных с того времени. Поскольку гипотезы о «палеонтологическом мире» стремительно меняются, многим палеонтологам и художникам стало гораздо проще изображать динозавров при помощи современных методов, компьютера. Поэтому значительную часть Палеоарта представляют «digital»-работы. Так художник М. Шиханов исследует именно конкретные экосистемы: изображает конкретных животных, которые жили в конкретный период и в конкретном месте. Например – в республике Коми.

Ярослав Попов, куратор выставки. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Ярослав Попов, куратор выставки. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

 

Ярослав Попов, куратор выставки, старший научный сотрудник, палеонтолог, рассказал, животные каких эпох представлены на выставке:

«На выставке представлены самые разные животные всех эпох. Некоторым эпохам уделено особое внимание. Очень много у нас животных пермского периода. Причина в том, что на территории России есть несколько прекрасных местонахождений ископаемой фауны этого периода, с абсолютно уникальными находками. Конечно, художникам интереснее изобразить тех животных, которых открыли у нас, и которых никто никогда не изображал. Другой период, отмеченный особым вниманием – ледниковый период. Излюбленный объект художников и скульпторов - мамонты, чуть реже изображают сопутствующую фауну. Это связано с тем, что в Сибири находок мамонтов великое множество, в том числе мумифицированных, с сохранившейся кожей и шерстью. Впрочем, есть на выставке и классические объекты мирового палеоарта -  динозавры и сопутствующая фауна в виде плезиозавров, птерозавров и других. Есть в коллекции и первобытные люди, а также работы, вдохновленные искусством палеолита».

Чтобы организовать выставку потребовалось немало усилий, ведь перед организаторами стояла задача показать Палеоарт во всём его разнообразии. Как рассказал Ярослав Попов, многих художников и скульпторов знали довольно давно, а других авторы открыли для себя совсем недавно. Так это вышло с одним из участников выставки Владимиром Илюхиным.

Владимир Илюхин, скульптор. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Владимир Илюхин, скульптор. Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

 

Владимир Илюхин, скульптор: «Здесь представлено около 60 моих работ из разных материалов: гранит, кварцит, базальт, полудрагоценные камни, несколько работ из дерева, они покрупнее, несколько работ из металла, из бивня мамонта, большинство работ из керамики. Занимаюсь этим делом я достаточно давно, где-то с 15-16 лет. У меня разные темы. Я член Союза художников. Мои работы есть в собраниях в Эрмитаже и некоторых других музеях. Последняя работа была завершена буквально два месяца назад в деревне. Камень - базальт, что в ней используется, был обнаружен в поле. К нему на свежем воздухе приваривались металлические детали болгаркой. В мастерской в Санкт-Петербурге это сделать практически невозможно. Обработка камня – большое количество грязи и пыли. А там я сделал небольшой навес и в летнее время с удовольствием поработал над скульптурой».

Во время открытия выставки прошло награждение призёров конкурса «Супер-сила: животные в природе и культуре», проекта «Соединяя столицы». Куратор выставки, палеонтолог Ярослав Попов рассказал об экспонатах и их реальных прототипах во время экскурсии для всех желающих. Торжественное открытие выставки завершилось выступлением "Блюз бенда" Сергея Пахомова.

Фото: Андрей Луфт / Научная Россия

Фото: Андрей Луфт / Научная Россия