Поздним вечером 18 мая 2023 г. в спиральной галактике Вертушка, близкой к нашей, закончилась жизнь массивной звезды — красного сверхгиганта. Это событие привлекло внимание не только любителей астрофотографии, но и команды телескопа ART-XC им. Михаила Павлинского, установленного на борту обсерватории «Спектр-РГ». Наблюдение за последствиями коллапса звезды позволяет получить ценные научные данные.

«В окрестностях нашей галактики такие события происходят нечасто. Самая близкая к нам сверхновая была в 1987 г. на окраине туманности Тарантул в Большом Магеллановом Облаке. И инструменты, которые в то время были доступны ученым, ни в какое сравнение не идут с теми, что работают сейчас на орбите и на Земле», — отметил заместитель директора по научной работе Института космических исследований, член-корреспондент РАН Александр Анатольевич Лутовинов.

Сверхновые второго типа — это известные источники жесткого рентгеновского излучения. Когда массивные звезды достигают поздних стадий эволюции, они теряют большую часть своей массы в виде медленного звездного ветра. Большая часть мягких рентгеновских фотонов поглощается в веществе ветра. Но более энергичное жесткое рентгеновское излучение слабее взаимодействует с веществом. Это позволяет телескопу ART-XC наблюдать за тем, что происходит вблизи ударной волны.

«Мы видим, что за прошедшую неделю поток рентгеновского излучения не только не упал, но даже подрос. Сейчас, в эти минуты, продолжаются наблюдения за сверхновой и сегодня вечером, после сброса научных данных, мы сможем сказать, что дальше происходит со сверхновой. Это чрезвычайно важно, поскольку столь подробные и точные данные в жестком рентгеновском диапазоне удается получить впервые. Они будут востребованы теоретиками, которые занимаются моделированием вспышек сверхновых. Это позволит нам лучше понять, как устроена физика таких объектов и таких событий, как вспышки сверхновых», — подчеркнул А.А. Лутовинов.

Космический аппарат «Спектр-РГ», разработанный в АО «НПО Лавочкина» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос»), был запущен 13 июля 2019 г. с космодрома Байконур. Он создан с участием Германии в рамках Федеральной космической программы России по заказу Российской академии наук. Обсерватория оснащена двумя уникальными рентгеновскими зеркальными телескопами: ART-XC им. М.Н. Павлинского (ИКИ РАН, Россия) и eROSITA (MPE, Германия), работающими по принципу рентгеновской оптики косого падения.

Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.