Ученые из Объединенного института химических исследований Российского университета дружбы народов (РУДН) совместно с коллегами из Польши разработали соединение из серебра и органических связок, предназначенное для борьбы с бактериями и вирусами. Кроме того, оно подавляет рост раковых клеток. Результаты исследования опубликованы в журнале Inorganic Chemistry.

В химии широко известны вещества под названием координационные полимеры — «гибриды», в которых биологически активные ионы металлов и биорелевантных органических компонентов объединены в металлорганическую сеть. Это делает их востребованными в производстве новых биоактивных материалов.

Химики из РУДН создали координационный полимер на основе серебра и органических связок. В водную или метаноловую среду при температуре около 25 ℃.  помещается оксид серебра, хинолиновая кислота и водорастворимый аминофосфин PTA. В ходе проведенных испытаний выяснилось, что антибактериальное действие этой смеси в два раза эффективнее, чем у нитрата серебра, распространенного бактерицидного средства.

Так, новое лекарство полностью подавило герпесвирус — его количество уменьшилось более чем в миллион раз. Это на два порядка больше, чем, например, может сделать ацикловир – один из самых распространенных противовирусных препаратов.

«Новый комплекс проявил замечательную противовирусную активность, значительную антибактериальную активность в отношении клинически значимых бактерий и селективную цитотоксичность в отношении клеток карциномы шейки матки человека», — рассказал Александр Кириллов, доктор химических наук, сотрудник Объединенного института химических исследований РУДН.

По словам специалистов, полученные результаты вносят вклад в понимание биоактивности координационных полимеров, а также раскрывают их потенциал для разработки новых противовирусных и противомикробных препаратов.