Сотрудники Арктического и антарктического научно-исследовательского института завершили беспрецедентную по масштабу логистическую операцию по доставке грузов для нового зимовочного комплекса Восток в Центральной Антарктиде.

Погрузочные работы на станции Прогресс. Фото Лев Синкин

Погрузочные работы на станции Прогресс. Фото Лев Синкин

 

С наступлением полярной ночи станция перешла на автономный режим работы. Всего за сезон специалистами Российской антарктической экспедиции (РАЭ) и компании «Запсибгазпром» проведено 14 санно-гусеничных походов, из них 9 походов по маршруту Прогресс-Восток и 5 топливных походов на базы «550 км» и «1100 км», обеспечивающих дозаправку техники.

В общей сложности полярники преодолели более 30 000 километров. Сезонный транспортный отряд в составе 90 человек обеспечил доставку около 1600 тонн грузов, включая 1200 тонн материалов и конструкций для строительства нового зимовочного комплекса.

В походах использовались 40 тягачей PistenBully 300 Polar, 5 тракторов Caterpillar и 6 вездеходов Бурлак. Для операции были изготовлены специально увеличенные платформы на лыжном ходу размером 12,2 м длиной и 8,15 м шириной, способные перевозить груз свыше 60 тонн.

«В этом сезоне начался важнейший проект по строительству нового зимовочного комплекса на станции Восток. На протяжении последних двух лет по разработанной нашим институтом технологии велось послойное уплотнение снежной поверхности. На подготовленном фундаменте с помощью крана установлено 36 трехметровых опор, закончен монтаж платформы-основания нового комплекса. В следующем году мы планируем начать установку модулей нового зимовочного комплекса», – рассказал директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Напомним, НЗК Восток будет состоять из пяти модулей: два служебно-жилых помещения, служебное здание с дизель-генераторными установками, системой очистки и хранения воды, склад с резервным дизель-генератором и гараж. Длина комплекса – 140 м, ширина – 13,5 м, максимальная высота – 17,5 м, общая площадь помещений – более 1911 м². Толщина утепления стен – 80 см. Станция будет стоять на 36 опорах высотой 3 м, что позволит ей оставаться незанесённой на протяжении многих лет. Монтаж нового корпуса станции будет осуществляться в течение трёх лет.

 

Российская Антарктическая экспедиция (РАЭ) – непрерывно работающая экспедиция Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Антарктике. В РАЭ участвуют зимовщики и сезонные отряды, работающие антарктическим летом. В Антарктиде сотрудники института постоянно ведут мониторинг изменений природной среды на 5 круглогодичных станциях: Новолазаревская, Беллинсгаузен, Мирный, Прогресс и Восток. В летний период выполняют работы на сезонных полевых базах Молодёжная, Дружная-4, Оазис Бангера, Русская и Ленинградская.

Станция Восток – самая удалённая от моря отечественная станция в Антарктиде (S 78°28` E 106°48, высота над уровнем моря – 3488 метров). Снабжение ее осуществляется со станции Прогресс через санно-гусеничные походы в каждом летнем сезоне, а смена персонала и доставка/вывоз сезонного состава – с помощью самолёта DC-3 БТ 67 «Турбобаслер». В зимний период средняя температура воздуха в районе станции Восток составляет минус 66,7°С, станция работает автономно. 21 июля 1983 года здесь была зафиксирована самая низкая температура на планете – минус 89,2° С. В районе станции Восток было сделано одно из важнейших открытий XXI века: вскрытие подледникового озера Восток, которое было изолировано от окружающей среды несколько миллионов лет.

 

Источник информации и фото: медиагруппа ААНИИ