Материалы портала «Научная Россия»

Российский инновационный бизнес не дружит с наукой

Российский инновационный бизнес не дружит с наукой
Подготовленное экспертами ВШЭ обследование 2000 предприятий показало, что готовность отечественного бизнеса воспринимать инновации оставляет желать лучше. При этом основным барьером служит слабое взаимодействие предприятий с сектором исследований и разраб

Институт статистический исследований и экономики знаний ВШЭ подготовил третий отчет по проекту «Мониторинг инновационной активности субъектов инновационного процесса». Эксперты попробовали ответить на вопрос, почему инновационная экономика в России буксует и что нужно сделать для ее развития. Среди главных причин невосприимчивости к инновациям российских предприятий авторы исследования назвали слабое взаимодействие с наукой и кооперацию. Отчет опубликован на сайте ВШЭ.

Обследование отечественного бизнеса на предмет инновационной активности авторы проекта ВШЭ проводили с 2009 года. Это третий раунд проекта, в котором приняли участие 2000 предприятий. Исследователей интересовали особенности коммуникаций между бизнесом, наукой и другими участниками экономического процесса, которые продвигают инновации. Они исходили из того, что ведение инновационного бизнеса сейчас требует постоянного взаимодействия с наукой, с разными регионами и странами, мобильности и т. д., того, что обозначается термином «открытые инновации».

Авторы отчета указывают, что 65,4% инновационных предприятий опираются только на внутренние ресурсы или партнеров по бизнесу. Сотрудничество с другими бизнесами в этих вопросах практикует всего треть предприятий. С научным сектором бизнес взаимодействует, казалось бы, лучше — 48% предприятий сотрудничают по инновациям с научными институтами и вузами. Но по сравнению с развитыми инновационными экономками это низкий процент — всего половина.

Другая особенность инновационного бизнеса в России — преимущественно региональные связи. Это легко объяснимо, особенно в случае обрабатывающей промышленности и сферы услуг. Эту особенность использовали при создании сети инновационных кластеров — сетевых структур, получивших значительную финансовую поддержку государства. Кстати, из всех участников рынка бизнес теснее всего связан с органами власти и местного самоуправления — такие связи налажены у 83% компаний. С зарубежными компаниями сотрудничают только 35% предприятий. При составлении инновационных планов компании используют больше внутренние источники информации. Всего 23% предприятий берут во внимание научно-техническую литературу, патентные сведения.

Обобщая данные исследования, авторы делают вывод о закрытости инновационного бизнеса в России, что приводит к его сравнительной неэффективности, и поэтому государство вынуждено тратить значительные усилия на то, что в нормальной ситуации рынок организовал бы безо всякого вмешательства со стороны чиновников.

взаимодействие бизнеса с наукой вшэ инновационные кластеры инновационные предприятия

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий