Исследователи из Медицинской школы Университета Уэйк-Форест (США) обнаружили возможный новый подход к лечению солидных опухолей – с помощью новой наночастицы, сообщает пресс-служба вуза. Подробно разработка описана в журнале Science Translational Medicine.

В опухолях, пролеченных с помощью противораковой терапии, высок уровень аденозинтрифосфата (АТФ) – молекул-носителя энергии. Они быстро расщепляются до аденозина некоторыми ферментами, которые в высокой степени экспрессируются в опухолях. Присутствие аденозина в микроокружении опухоли может способствовать плохому ответу на терапию. Такое соединение, как ARL67156, может выключить действие ферментов, расщепляющих АТФ. Но это соединение не может самостоятельно проникать в солидные опухоли.

Новые наночастицы для доставки ARL67156 позволяют избирательно накапливать и высвобождать ARL67156 в таких опухолях. Наночастицы были протестированы на нескольких моделях опухолей у мышей – и выживаемость грызунов повысилась. Исследователи проверили, как наночастицы работают в сочетании с антителами против PD-1, распространенной иммунотерапии. Исследователи отметили, что лечение работало хорошо и синергично с терапией.

Ученые оценили свою разработку в трехмерной модели опухолей in vitro у пациентов с раком толстой кишки или молочной железы. Наблюдались аналогичные эффекты — опухолевые клетки были более восприимчивы к терапии. Такие наночастицы потенциально могут использоваться для лечения рака человека, а также могут повысить эффективность существующих методов лечения, отмечают авторы работы.

Солидные опухоли – опухоли, которые развились не из клеток кроветворной системы. Эти образования заполнены тканью и покрыты твердой оболочкой (отсюда и название: solid с английского – «твердый, плотный»). Обычно они появляются при раке груди, головы, шеи, толстой кишки.