0 комментариев 791

Разработан эффективный метод получения медицинского радионуклида тербия-152

Ученые предложили новый способ получения тербия-152 – одного из наиболее перспективных изотопов для диагностики рака

Ученые НИЦ «Курчатовский институт» в составе исследовательской группы предложили новый способ получения тербия-152 – одного из наиболее перспективных изотопов для диагностики рака. Раньше его можно было производить только на сложной установке в  ЦЕРН. Новый метод – проще и значительно дешевле. Для него подходит обычный циклотрон, причем за один сеанс можно получить тербий-152 в количестве, достаточном для введения десяткам пациентов. Удобство и простота разработанного подхода могут стать решающими факторами для внедрения радиофармпрепаратов на основе тербия-152 в медицинскую практику. Результаты работы опубликованы в журнале Nuclear Instruments and Methods in Physics Research Section B.

«Эффективность использования тербия-152 для диагностики ранее была доказана в ходе многочисленных исследований на животных, а недавно подтверждена клиническими испытаниями. Этот изотоп интересен тем, что по своим свойствам напоминает лютеций, который на сегодняшний день является основным радионуклидом для лечения рака. Это значит, что тербий-152 и лютеций-177 можно использовать в паре для эффективной диагностики и терапии онкологических заболеваний», – рассказал заведующий лабораторией радионуклидов и радиофармпрепаратов НИЦ «Курчатовский институт» Рамиз Алиев.

Ученый пояснил, что вводимые в организм радионуклиды используются либо в качестве метки для обнаружения опухоли (в данном случае – тербий-152), либо как поражающий фактор, направленный на ее уничтожение (например, лютеций-177). Правильно подобранный изотоп-диагност должен обладать схожими химическими свойствами с терапевтическим агентом. Это дает возможность оценить, насколько пациент будет восприимчив к лечению, и подобрать для него индивидуальную дозу препарата. Таким образом, данный подход позволяет оказывать больным помощь на принципах персонализированной медицины.

До недавнего времени единственным научным центром с установкой для наработки тербия-152 был ЦЕРН. Новый метод позволит сделать производство этого радионуклида гораздо более доступным: для его реализации необходимы альфа-частицы средних энергий, которые можно получить на обычном циклотроне.

В планы ученых входит получение соединений на базе тербия-152 и пептидов, которые можно будет использовать для визуализации нейроэндокринных опухолей и рака простаты. Эти соединения помогут в каждом конкретном случае спрогнозировать, насколько эффективным окажется лечение препаратом на основе лютеция, и правильно подобрать индивидуальную дозировку для пациента.

В работе также приняли участие специалисты Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

Информация и фото предоставлены пресс-службой НИЦ "Курчатовский институт"