Проанализировав данные, полученные с космических спутников, ученые пришли к выводу, что малейшие изменения в состоянии силы притяжения Земли могут с большой точностью определять бассейны рек, которые подвергнутся разливу при предстоящих дождях, и предсказать это можно даже за несколько месяцев до возможного разлива, — сообщает Science Magazine  со ссылкой на Nature Geoscience.

Риск наводнения повышается в случае насыщения бассейна реки грунтовыми водами. Если в данном регионе регистрируется ослабление силы притяжения, это может означать, что увеличилась масса подземных вод.

В качестве примера можно привести катастрофическое наводнение при разливе Миссури в 2011 году. Ученые получили данные со спутников о предстоящем разливе Миссури за 5 месяцев до происшествия. Данные были получены благодаря спутникам NASA Gravity Recovery и Climate Experiment. Данные о силе притяжения важнее измерений объемов таяния снега и влажности почвы. Однако данный метод малоприменим в регионах с большим количеством осадков, к примеру, в Пакистане или Индии. Еще одна сложность в применении  метода заключается в том, что два этих спутника могут фиксировать данные силы притяжения только в больших бассейнах рек (от 200000 кв. км и более).  Также неудобна скорость обработки данных, которая занимает более 3 месяцев, а в некоторых случаях это слишком долго. Тем не менее ученые надеются, что новый спутник с усовершенствованным оборудованием, который планируется запустить в 2017 году в рамках миссии GRACE, позволит получать и обрабатывать данные не более чем за 2 недели.

Фото: Тимин Евгений, CC BY-SA 3.0Wikimedia Commons