Международная группа ученых расшифровала геном, извлеченный из скелета мужчины, найденного возле залива Св. Елены, Южная Африка, в 2010 году. Оказалось, что это был представитель альтернативного вида человека, жившего в Африке, умерший около 315 года до н.э. Для сравнения, конец IV века до н.э. — это время великих греческих философов Аристотеля и Платона, завоеваний Александра Македонского и строительства первого водопровода в Риме. Об этом пишет журнал The New Scientist.

Считается, что все современные люди являются потомками женщины, жившей по разным подсчетам от 100 до 200 тысяч лет назад в Южной Африке. Молекулярные биологи назвали ее «митохондриальной Евой». Согласно принятой теории антропогенеза человек, возникнув как вид в Африке, предпринял три выхода за пределы родного континента, и только третья попытка оказалась удачной. Продвигаясь к Северу, наши предки освоили постепенно практически всю Землю. Таким образом, все нынешнее население планеты представлено потомками всего одного из видов рода людей, когда-либо появлявшихся на свет.

В 2010 году археолог Эндрю Смит (Andrew Smith) из Кейптауна обнаружил захоронение с останками древнего человека. Исследователь не стал прикасаться к находке, чтобы не заразить ее своим ДНК, и впоследствии из нее удалось выделить геном. Это наиболее удачная попытка расшифровки генетического кода древнего африканского человека. Анализ ДНК мужчины показал, что он являлся представителем другого вида человека. Ученые предполагают, что этот вид появился несколько раньше, чем homo sapiens и по неизвестным причинам вымер к концу IV века до н.э. Мужчина жил на южном побережье Африки и умер предположительно в пятидесятилетнем возрасте, сообщает издание. Эти люди занимались рыболовством. На это указывает характерная патология среднего уха, известная как «ухо серфера» (Surfer's ear) и указывающая на то, что человек много времени проводил в воде.

В докладе Ванессы Хейс (Vanessa Heyes), профессора из Гарванского института (Канада), руководившего исследованием, говорится, что предки найденного человека произошли от других людей примерно 150 тыс. лет назад. Мужчина был ростом в полтора метра и был захоронен с большим количеством промысловых снарядов. Хейс комментирует, что подобные захоронения в целом не характерны для африканских охотников-собирателей. Сравнив генетическую информацию найденного человека с геномом современных африканских племен, ученые установили, что группа, к которой относился мужчина, отделилась от потомков митохондриальной Евы раньше, чем две известные группы, ставшие предками нынешних койсаноязычных африканских племен. Очевидно, это открытие поможет лучше разобраться в генезисе человека как рода и истории происхождения современного человека.

Ранее портал Научная Россия уже рассказывал о койсанских народах.

Фото: Крис Беннет

Источник: Издательство Оксфордского университета от имени Общества молекулярной биологии и эволюции.