Койсанские народы отделились от остальных раньше всех

Южноафриканские учёные провели уникальное генетическое исследование истории бушменов и готтентотов

Народы койсанской группы выделились из единой популяции Homo sapiens раньше всех других – ещё до начала расселения человека с территории Африки. Об открытии, результаты которого опубликованы в журнале Science, сообщается на сайте Университета Витватерсранда (ЮАР).

В генетическом исследовании приняли участие около 220 человек из разных районов Южной Африки. Таки образом, были исследованы порядка 2,3 млн вариантов ДНК.

«Глубочайшее разделение всех живущих людей случилось около 100 тысяч лет назад, то есть задолго до первой миграции современного человека из Африки и гораздо раньше отделения центрально-африканских пигмеев, восточно-африканских охотников и собирателей и других африканских групп», – заявила автор труда Карина Шлебуш (Carina Schlebusch), выпусница Университета Витватерсранда, аспират Упсальского университета (Швеция).

При этом между готтентотами (кой) и бушменами (сан) существует значительное генетическое разнообразие. Так, получается, что сан северной Намибии и Анголы отделились от бушменов и готтентотов Южной Африки уже 25—40 тысяч лет назад.

Исследование прояснило и распространение пастбищного животноводства с культурой готтентотов. По археологическим и этнографическим данным, считается, что оно пришло к кой Южной Африки ещё до появление бантуговорящих фермеров, однако не было известно, проявилось ли это в генотипе готтентотов. Выяснилось, что животноводы кой происходят от южных бушменов, которые обучились животноводству от некоей восточноафриканской группы.

Найдены генетические различия адаптационного характера между бушменами и готтентотами. Так, явно происходила селекция генов, связанных с функционированием мышц, иммунитетом и защитой от ультрафиолета.

Также были выделены древнейшие генетические адаптации, появившиеся ещё до выделения койсанского линиджа. Они связаны с характеристиками скелета человека.

Теперь учёные хотят выложить созданный банк генетических данных в открытый доступ. «Генетическая информация получает всё большее значение в медицинских целях. Помимо того, что мы обратили внимание на историю народов кой и сан, хотелось бы, чтобы они приняли участие в этой [научной] революции», – сказала Шленбуш.