Новое исследование показывает, что генетическая уникальность баскского населения связана не с его внешним происхождением по сравнению с другими иберийскими популяциями, а с сокращением контактов во время железного века, - пишет eurekalert.org со ссылкой на Current Biology.

Баски - уникальное население Западной Европы; их язык не связан ни с одним индоевропейским языком. Более того, генетически считалось, что у них есть отличительные особенности. Однако до сих пор не было убедительных исследований, объясняющих происхождение их сингулярности.

Теперь международная исследовательская группа под руководством Университета Помпеу Фабра в Барселоне подтвердила, что генетическая уникальность басков является результатом генетической преемственности со времен железного века, характеризовавшегося периодами изоляции и скудного потока генов, а не его отличного от других иберийских популяций происхождения.

Исследование, проведенное под руководством Дэвида Комаса - главного исследователя UPF и Института эволюционной биологии, включало наиболее полную на сегодняшний день географическую выборку баскской популяции с более чем 600000 генетических маркеров по всему геному.

Результат мультидисциплинарного исследования, в котором участвовала группа лингвистов и генетиков, показывает, что культурный барьер языка способствовал изоляции баскского населения от последующих контактов с населением, таких как влияние Римской империи или исламская оккупация полуострова, а в некоторых случаях даже выступала в качестве внутреннего барьера из-за использования диалектов.

«Выборка включала микрорегионы в Стране Басков, а также прилегающие районы. Таким образом, мы получили образцы из географического региона, где на эускере всегда говорили, других регионов, где на нем говорили исторически, но он был утерян, и регионов, где на нем никогда не говорили», - отмечает Андре Флорес-Белло, первый автор статьи. Он также подчеркивает, что «исследование является четким доказательством важности взаимодействия между различными дисциплинами, такими как лингвистика, генетика и археологические свидетельства, когда дело доходит до реконструкции нашей истории».

Работа сравнивает басков с другими современными европейскими популяциями и с данными из древней ДНК. Результаты показывают, что генетический состав басков аналогичен другим популяциям Западной Европы, но с небольшими отличиями. Эти различия обусловлены скудным потоком генов в железном веке, то есть меньшим смешиванием с другими популяциями.

Дэвид Комас, профессор биологической антропологии Департамента экспериментальных и медицинских наук UPF (DCEXS), уточняет, что «например, мы не находим влияния Северной Африки, которое ценилось бы у большинства популяций Пиренейского полуострова, и мы также не находим следы других переселений, например римлян».

Также поднимался вопрос о том, насколько генетически баски отличаются друг от друга. В Стране Басков выяснилось, что географически ближайшие поселения генетически более похожи. Эта корреляция между генетикой и географией обычна, потому что у соседних поселений общая история.

Что здесь уникально, так это то, что внутри чрезвычайно небольшого географического региона наблюдается значительная раздробленность, что не характерно для популяций такого размера. Эта генетическая неоднородность соответствует баскским диалектам. «До настоящего времени считалось, что они образовались в Средние века, но мы предполагаем, что они, возможно, возникли намного раньше и поэтому связаны с генетической структурой», - объясняет Дэвид Комас, глава исследовательской группы по разнообразию генома человека IBE.

Благодаря доступным новым методам мы все в большей степени можем реконструировать историю в меньшем масштабе. «Большое количество маркеров и образцов, которые мы используем вместе со сложными вычислениями, позволяют нам решать проблемы, которые мы не могли затронуть до сих пор, и прокладывают путь к познанию более местной, более недавней истории нашего вида», - заключает Комас.