Радиофизики ТГУ совместно с учеными ИВЭП СО РАН выяснили, что вид растительности можно определить дистанционно

Проверять степень деградации или количественное соотношение видов растительности на огромных пространствах болот можно будет при помощи спутников или беспилотников

Радиофизики ТГУ совместно с учеными из Института водных и экологических проблем СО РАН изучили диэлектрические характеристики болотных растений. Они выяснили, что вид растительности можно определить на расстоянии – по особенностям строения их надземной части, используя средства дистанционного зондирования Земли, сообщает пресс-служба ТГУ.

Радиофизики исследовали диэлектрические характеристики болотной растительности на частотах от 100 МГц до 18 ГГц. Образцы растений – лишайник клядония звездчатая, мох сфагнум, мох дикранум многоножковый – они собрали в Томской области и Ямало-Ненецком автономном округе.

«Диэлектрическая проницаемость у разных видов растений заметно отличается, – говорит доцент радиофизического факультета Татьяна Кочеткова. – Так, например, у мха сфагнума наружный слой стеблей состоит из крупных бесцветных водоносных клеток с порами, а дикранум многоножковый имеет мягкие веточки со множеством волосков. От структуры волокон зависит способность поглощать и удерживать влагу, это влияет на диэлектрическую проницаемость и позволяет определить вид растения дистанционно».

Статья об исследовании болотной растительности опубликована в журнале «Известия высших учебных заведений. Физика».

«В последнее десятилетие актуализировались проблемы вырождения растительного покрова планеты, это связано с природными факторами и с постоянным ростом антропогенного воздействия на окружающую среду, – объясняет Татьяна Кочеткова. – Негативные изменения наблюдаются и у Васюганских болот. Эти болота являются одним из крупнейших хранилищ пресной воды на планете, содержат значительные запасы торфа и противодействуют парниковому эффекту, связывая углерод. Следовательно, они влияют на экологическую обстановку региона».

Поскольку Васюганские болота занимают площадь около 53 тыс. кв. км, для оценки их экологического состояния намного удобнее использовать методы дистанционного зондирования. В частности, проверять степень деградации или количественное соотношение видов болотной растительности можно будет при помощи спутников или беспилотников.

диэлектрическая проницаемость соотношение видов болотной растительности