Наличие в компании публикующихся исследователей способствует повышению уровня интеллекта других сотрудников. Такую способность экономисты называют абсорбционной. Впервые зависимость от наличия в фирме академических сотрудников на примере российских экспортеров показали ученые НИУ ВШЭ

О том, как публикационная активность повышает качество экспорта и зачем бизнесу умение поглощать знания, научно-образовательный портал IQ поговорил с одним из авторов исследования Анной Федюниной.

По словам автора исследования, люди из академии отличаются особым бэкграундом. В частности, у них развито критическое мышление и способность лучше планировать долгосрочные проекты. В академической среде постоянно проходит процесс обучения, усваивается большое количество информации, развивается умение опираться на теоретические знания, которые менеджеры, как правило, используют реже. В результате, учёные иначе решают проблемы и воспринимают поступающую информацию.

По статистике, больше всего компаний с академическими сотрудниками в таких областях как транспортное машиностроение, производство электроники, оптики, видео- и аудиоаппаратуры — то есть в сегментах, которые являются или по крайней мере должны быть интенсивными в инновациях. Однако по экспортной активности отрасли, где много учёных, отнюдь не лидеры. 

Анна Федютина отметила, что российский экспорт инерционен. В последние 20 лет он более чем на 80% определялся ростом торговли товарами, закрепившимися за рубежом ещё в середине 1990-х — что пришло тогда, то так и растёт: сырьё, металлы, продукция химической промышленности. Остальные 20% — это безуспешные попытки вывода за пределы страны новых товаров. Они выходят, но через год–два экспортный поток прекращается.

Основная причина такой тенденции заключается в невысокой инновационной активности. Наукоемкая продукция, которая производится в России, не в состоянии конкурировать по широкому кругу секторов с развитыми странами. В основном эта продукция направляется в государства СНГ или ЕврАзЭС. Преодолеть разрыв с развитыми странами в короткие сроки невозможно.

Для фирм, которые осваивают рынки развивающихся и переходных экономик, особенно важно наличие абсорбционной способности сотрудников, которая вычисляется через измерение публикующихся сотрудников.

Возможно, это объясняется тем, что эффекты от абсорбции знаний наиболее высоки в начале экспортной деятельности. Когда фирма уже уверенно заняла свои позиции, значение обучающих факторов уменьшается. С другой стороны, результат может быть признаком эффекта замыкания, когда малый и средний бизнес из-за недостаточной конкурентоспособности остаются на догоняющих рынках, не имея шансов выйти на развитые.

Фото: dolgachov / ru.123rf.com