Психологи МГУ разработали научный подход к отбору диспетчеров

Учёные исследовали, как люди с различным складом ума действуют в условиях неопределённости. С этим сталкиваются, например, авиадиспетчеры, когда нужно быстро принять решение, основываясь на неполной или неточной информации

Сотрудники психологического факультета МГУ экспериментально определили, какой стиль мышления наиболее подходит для профессий, связанных с наблюдением и обработкой большого количества информации. Результаты исследования были опубликованы в сборнике The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences.

Учёные исследовали, как люди с различным складом ума действуют в условиях неопределённости. С такими условиями сталкиваются, например, авиадиспетчеры и операторы радарных станций, когда нужно быстро принять решение, основываясь на неполной или неточной информации.

«Условия неопределённости присутствуют в многочисленных жизненных и профессиональных ситуациях. Они являются центральным моментом профессиональной деятельности широкого круга операторов-наблюдателей. Экспериментально установлено, что выбор человеком конкретных средств решения сенсорных задач зависит от его когнитивно-стилевых особенностей», — рассказал Алексей Гусев, один из авторов исследования, профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ.

В эксперименте приняло участие 90 человек. На первом этапе у участников выявили когнитивно-стилевые особенности. Для этого учёные провели 5 тестов, определяющие основные параметры восприятия и запоминания информации. На втором этапе участникам эксперимента в течение очень короткого времени (от 60 до 120 мс) демонстрировали наборы букв, среди которых нужно было найти заданную последовательность.

Наибольшую эффективность в решении задач продемонстрировали люди, с комбинацией двух характеристик: во-первых, широкий фокус мышления (то есть распределение внимания на сразу на множество аспектов ситуации), во-вторых, склонность к преувеличению и обобщению полученной информации.

«Полученные результаты открывают новые перспективы профессионального отбора лиц, выполняющих задачи на пределе своих сенсорных способностей в особых условиях (утомление, повышенная бдительности и другие). Результаты настоящего исследования могут быть использованы при решении проблем эргономики и когнитивного дизайна, касающихся решения человеком задач обнаружения, различения или опознания сигналов в условиях высокой неопределённости», — заключил ученый.