Современные исследования отмечают кризис психического здоровья и рост уровня стресса не только у взрослых людей и подростков, но и среди детей – в том числе у детей дошкольного возраста. Причинами стресса могут выступать как события частной жизни ребенка, так и различные социальные, экономические и политические процессы. Результаты исследования были опубликованы в журнале Children.
«Стрессовые события влияют на созревание и рост мозговых структур ребенка, его когнитивное, регуляторное, социальное и эмоциональное развитие, снижают его психологическое благополучие, поэтому важно выявить факторы и механизмы, которые позволяют максимально снизить негативные последствия стресса», — указывает Наталья Руднова, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ.
Одним из таких механизмов может стать социальная буферизация – снижение уровня стресса у человека, если он переживает стрессовое событие вместе с кем-то. Для детей такой поддерживающей фигурой может выступать родитель. Подобный подход указывает еще и на значимость благополучия родителя и особенности взаимоотношений с ребенком в контексте снижения уровня стресса.
«Мы попросили мам детей, которые еще ходят в детский сад, оценить свой уровень стресса, особенности отношения к ребенку и выраженность некоторых признаков стресса, которые характерны детям дошкольного возраста и указывают на психологическое неблагополучие. Результаты показали, что мамы с высоким уровнем стресса чаще используют различные приемы наказания детей, они менее последовательны и позитивны, а уровень стресса их детей – выше», — делится доцент РАНХиГС Дмитрий Корниенко.
В состоянии стресса внутренние ресурсы мам тратятся скорее на их собственную адаптацию и саморегуляцию, преодоление трудностей, с которыми женщины столкнулись. Вероятно, поэтому в состоянии стресса родитель уходит в «сберегающий режим» и может стать более директивным и менее предсказуемым для ребенка. Учитывая, что в условиях стресса не все родители способны эффективно справляться со своим эмоциональным состоянием, подобные изменения в родительском отношении и поведении могут привести к возникновению или повышению стресса у детей.
«Интересно, что уровень стресса как у матерей, так и у детей, по-видимому, почти одинаков, — указывает Наталья Руднова. — Мы полагаем, что позитивные и близкие отношения между матерями и детьми могут привести к выравниванию переживаемого стресса. Вероятно, хотя это предположение и требует дальнейшего изучения, в случае, когда мама успешно справляется со своим стрессом, уровень стресса ребенка также может снизиться».
Исследователи подчеркивают, что положительный опыт родителей по преодолению стресса может способствовать появлению у родителей внутреннего ресурса для позитивного воспитания и обучения детей эффективным способам снижения психоэмоционального напряжения, закладывая основу психологического благополучия.
Исследование будет представлено на Международном онлайн-форуме «Ребенок в цифровом мире», который проводят МГУ имени М.В. Ломоносова, Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований, Российское психологическое общество при поддержке Министерства науки и высшего образования и Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Слушателями форума будут более 5000 специалистов из более чем 50 стран.
Информация предоставлена пресс-службой МГУ
Источник фото: ru.123rf.com