Материалы портала «Научная Россия»

«Когнитивные технологии и наука XXI века»

«Когнитивные технологии и наука XXI века»
Первая лекция из серии «Открытый лекторий РАН» — профессор РАН Олег Баксанский, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, рассказывает о когнитивных технологиях и науке XXI века

Российская академия наук запустила «Открытый лекторий РАН» — каждую неделю ведущие деятели науки нашей страны, академики, члены-корреспонденты и профессора РАН, читают лекции о развитии приоритетных направлений науки и техники в России и о своем опыте в науке. Предлагаем вашему вниманию текст профессора РАН Олега Евгеньевича Баксанского, ведущего научного сотрудника академического Института философии. На будущее: лекции открытые, расписание можно узнать на сайте РАН (events.ras.ru).

*  *  *

В настоящее время, развивая когнитивные исследования, делается попытка реализовать принципиально новый подход к познанию.

С одной стороны, изучаются процессы сознания с помощью нейронаук, физиологии и молекулярной биологии, а с другой стороны, одновременно привлекаются специалисты различных социально-гуманитарных направлений. Наблюдается явная тенденция к сближению нанотехнологии, биотехнологии, информационной технологии и когнитивистики.

В 2013 году было опубликовано аналитическое исследование, посвященное анализу социально-экономических рисков, к которым приводит использование достижений когнитивной науки. Поскольку оно сосредоточено на обсуждении и рекомендациях в отношении того, как взаимопересечение может учитывать социальные перспективы, то сегодня широкое распространение получила аббревиатура CKTS (Convergence of knowledge and technology for the benefit of society — коэволюция знаний, технологий и общества), как раз и ориентированное на анализ перспектив и социально-экономических рисков когнитивных технологий.

Нанотехнологии, биотехнологии, информационные, когнитивные и социальные технологии играют основополагающую роль развивающихся инструментов, которые совместно формируют общую CKTS платформу.

Новая научная картина мира складывается в естествознании ХХI в.:

• аналитической подход к познанию структуры материи сменился синтетическим, доминируют междисциплинарные исследования, растет их многообразие;

• они берут на себя интегративные функции по отношению к отдельным наукам; сближаются науки об органической и неорганической природе, интеграция наук приобретает трансдисциплинарный характер;

• дифференциация из особого направления эволюции науки становится моментом доминирующего в ней интеграционного процесса;

• процессы дифференциации и интеграции сливаются в единый интегрально-дифференциальный синтез; усиливается взаимодействие между внешним и внутренним единством науки, часто они становятся неразличимыми.

CKTS проявляется на всех уровнях знаний, технологий и общества, и, как правило, является результатом действия многоотраслевых причин. Когнитивная наука находится на переднем крае научных открытий и развития технологии, обещая стать основополагающей и интегрирующей областью знаний и преобразований, как это уже произошло, например, с информационными технологиями и нанотехнологиями.

Социальная когнитивистика обладает потенциалом значительного и эффективного улучшения человеческих возможностей, экономической конкурентоспособности и безопасности жизнедеятельности. Существует настоятельная необходимость воспользоваться этой возможностью и принять конкретные меры для осуществления дальнейшего прогресса более эффективным образом, для взаимодействия всей совокупности проблем, стоящих перед человечеством сегодня.

Можно сказать, что развивающийся на наших глазах все более расширяющийся феномен когнитивных исследований представляет собой радикально новый этап научно-технического прогресса, знаменует начало трансгуманистических преобразований, когда сама по себе эволюция человека перейдет под его собственный разумный контроль. Когнитивная наука рассматривается как возрастающее и преобразующее взаимодействие между научными дисциплинами, технологиями, сообществами и сферами человеческой деятельности для достижения совместимости и интеграции.

Когнитивный подход важен для информационного общества, и анализ его социальных следствий позволяет решать проблемы, которые не могут быть решены дисциплинарной наукой, а также создавать новые технологии
и знания.

Междисциплинарность возрастает в течение последних нескольких десятилетий. На первом этапе усилия, направленные на исследования и разработку нанотехнологий, привлекли внимание к сближению многих ранее отдельных научных и технических дисциплин (биологии, химии, физики конденсированных сред, материаловедения, электротехники, медицины и др.) на основе возрастающего понимания атомных и наномасштабных структур.

Социально-гуманитарные аспекты когнитивистики объединяют возникающие технологии на основе их общих составляющих, таких, как атомы, гены (ДНК), биты и нейроны, иерархически интегрированных во всех технологических сферах и масштабах.

CKTS расширяется на взаимосвязях и границах технологий, и в конечном счёте вводит их в общечеловеческие, общепланетарные и общесоциальные основы. Оно объединяет в соответствующих сферах человеческие, технические, социальные, природные ресурсы и возможности, чтобы попытаться ответить на вопросы и решить проблемы, которые узкодисциплинарными возможностями решены быть не могут, а также создает и распространяет новые знания, технологии, промышленности, продукты и решения для улучшения благосостояния людей.

Привлечение гуманитарных технологий дает нам право говорить о создании новой междисциплинарной технологии, где центральное место отводится социально-гуманитарным технологиям.

когнитивные технологии открытые лекции популяризация науки ран российская академия наук

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий