Девятая планета может быть миражом. Новое исследование предполагает, что доказательство того, что огромная планета прячется на краю Солнечной системы, может оказаться иллюзией, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Planetary Science Journal.

«Мы не можем этого исключить, - говорит Кевин Нэпьер, физик из Мичиганского университета в Анн-Арборе. - Но не обязательно есть причина, чтобы считать, что планета существует».

Предыдущая работа предположила, что несколько далеких объектов в солнечной системе группируются в небе, как если бы на них оказывала влияние невидимая планета-гигант, по крайней мере, в 10 раз превышающая массу Земли. Астрономы окрестили невидимый мир Девятой Планетой или Планетой X.

Теперь новый анализ 14 из этих удаленных тел не показывает никаких доказательств такой кластеризации, опровергая основную причину верить в Девятую планету.

Идея о далекой планете, скрывающейся далеко за Нептуном, вызвала всплеск интереса в 2014 году, когда астрономы Чад Трухильо из Университета Северной Аризоны и Скотт Шеппард из Научного института Карнеги сообщили о группе далеких тел Солнечной системы, называемых транснептуновыми объектами со странным образом сгруппированными орбитами.

В 2016 году планетологи из Калифорнийского технологического института Майк Браун и Константин Батыгин использовали шесть транснептуновых объектов для уточнения возможных свойств Девятой Планеты, закрепив ее на орбите в 500-600 раз дальше от Солнца, чем от Земли.

Но все эти более ранние исследования основывались на небольшом количестве объектов, которые, возможно, не отражали все, что есть, - говорит Гэри Бернстайн, астроном из Университета Пенсильвании. Казалось, что объекты появляются в определенных частях неба только потому, что именно туда случайно заглянули астрономы.

«Важно знать, чего вы не могли видеть, помимо того, что вы видели», - говорит он.

Чтобы учесть эту неопределенность, Нэпьер, Бернштейн и другие ученые объединили наблюдения из трех обзоров - Обзора темной энергии, Обзора происхождения внешней солнечной системы и первоначального обзора, проведенного Шеппардом и Трухильо, - чтобы оценить 14 транснептуновых объектов, что более чем в два раза превышает количество объектов в исследовании 2016 года. Все эти объекты находятся в 233–1560 раз дальше от Солнца, чем Земля.

Затем команда провела компьютерное моделирование около 10 миллиардов фальшивых транснептуновых объектов, случайным образом распределенных по всему небу, и проверила, совпадают ли их положения с тем, как это должно выглядеть в действительности – они совпадали.

«Похоже, что мы просто находим вещи там, где смотрим», - говорит Нэпьер. Это похоже на то, как если бы вы ночью потеряли ключи и искали их под фонарем, не потому, что вы думали, что они там, а потому, что там был свет. Новое исследование в основном указывает именно на «фонари».

«Как только вы увидите, где на самом деле находятся фонарные столбы, станет более ясно, что при открытии этих объектов происходит серьезная ошибка отбора, - говорит Нэпьер. Это означает, что объекты с такой же вероятностью будут случайным образом распределены по небу, как и должны быть сгруппированы.

По его словам, это не обязательно означает, что с Девятой Планетой покончено.

«В Твиттере люди очень любят говорить, что это убивает Девятую планету, - говорит Нэпьер. - Я хочу быть очень осторожным и говорю, что это не убивает Девятую планету, но не очень хорошо для нее».

Есть и другие загадки Солнечной системы, которые Девятая Планета могла бы аккуратно объяснить, говорит астроном Саманта Лоулер из Университета Реджайны в Канаде, которая не участвовала в новом исследовании. Удаленная планета может объяснить, почему некоторые далекие объекты Солнечной системы имеют орбиты, которые наклонены относительно орбит более крупных планет, или откуда происходят протокометы, называемые кентаврами. Это было частью привлекательности гипотезы Девятой Планеты.

«Но вся причина этого была в скоплении орбит, - говорит она. - Если это скопление не является реальным, то нет причин полагать, что в далекой солнечной системе есть гигантская планета, которую мы еще не обнаружили».

Батыгин, один из авторов статьи 2016 года, не готов сдаваться. «Я все еще с оптимизмом смотрю на Девятую планету, - говорит он. Он сравнивает аргумент Нэпьера с наблюдением группы медведей в лесу: если вы видите группу медведей на востоке, вы можете подумать, что там была медвежья пещера; но по мнению Нэпьера, медведи могут быть вокруг нас, потому что мы не все проверяли.