Приземление на комету стало одним из величайших достижений земной космической техники. Только представьте — космический аппарата Rosetta пролете миллионы километров в космическом пространстве, оказался в нужное время в нужном месте, то есть на орбите кометы. Далее, подчиняясь командам с Земли, зонд благополучно отправил спускаемый модуль Philae к подвижному небесному телу, и тот успешно опустился на его поверхность, сумел собрать немало данных и передать часть из них — в том числе предлагаемую фотогалерею — обратно на Землю. Миссию нельзя считать стопроцентно успешной, потому что спускаемый модуль молчит и, возможно, потерян навсегда, но все равно работа всех участников миссии Rosetta не может не вызывать восхищения.

Комета Чурюмова-Герасименко была открыта в 1969 году советскими исследователями Климом Чурюмовым и Светланой Герасименко. Это небольшая комета Солнечной системы, делающая полный оборот вокруг Солнца за 6,6 лет. Космический зонд Rosetta был запущен с Земли 10 лет назад, в марте 2004 года. В начале августа 2014 года Rosetta оказалась на необходимом расстоянии от объекта своего исследования, после чего группа ученых, координирующая работу космического зонда, выбрала оптимальное место для приземления мобильного модуля Филы. Наконец, 12 ноября 2014 года модуль Philae отправился в семичасовое путешествие, а в 18:39 по московскому времени успешно опустился на комету (подтверждение пришло на Землю в 19.07, потому что сигнал от Розетты до станции на Земле идет более 28'20'').

Портал Научная Россия внимательно отслеживает перипетии миссии Rosetta, продленной до сентября 2016 года.

Итак, фотографии:

#1. Этот снимок был сделан с расстояния 3,1 км от поверхности кометы, 12 ноября 2014 года в 17:38:53 (здесь и далее время московское), с помощью аппарата ROLIS (т.е. ROsetta Lander Imaging System). На снимке участок кометы шириной 3,4 км с разрешением 3,3 метра на пиксель. Справа вверху виден кусочек аппаратуры приземления модуля Philae.

#2. В момент фиксации этого изображения — 18:33:19 — Philae находился на высоте 48,5 метров. На снимке область поверхности шириной 52,1 метра, разрешение 5,1 см на пиксель.

#3. Это снимок с высоты 38,6 м. над точкой посадки был сделан в 18:33:28. На нем виден участок поверхности шириной 41,5 м., разрешение 4 см на пиксель.

#4. Этот снимок был сделан с расстояния 18,8 метров от поверхности, в 18:33:48 по московскому времени. На снимке виден участок поверхности шириной 20,2 метра, с разрешением 2 см на пиксель.

#5. Это последний, по крайней мере, из числа опубликованных, снимок перед посадкой, сделан с расстояния всего 9 метров, в 18:33:58. Он охватывает участок поверхности шириной 9,7 метра и имеет разрешение 0,95 см на пиксель.

На этой фотографии хорошо видна гранулированная текстура поверхности кометы и фрагменты разной формы и разных ориентаций. Реголит на этом участке предположительно имеет глубине до 2 метров, и, похоже, на нем нет отложений мелкой пыли — насколько можно судить при имеющемся разрешении.

#6. Этот снимок сделан 13 ноября, на следующий день после посадки, с камеры #3 на Philae. На нем вида нога аппарата, предположительно, опирающаяся на поверхность ядра кометы.

Этот снимок хорошо освещенного участка поверхности сделан камерой #4, 13 ноября 2014 года. На нем, помимо собственно кометы, видна часть антенны Philae, что позволяет судить о масштабах того, что изображено на снимке, потому что известно, что антенна имеет диаметр 5 мм и длину 693 мм. Похожие на гальку элементы, камни и скалы соответствуют тому, что можно было увидеть с орбиты, хотя и в худшем разрешении. Изменения яркости на поверхности, возозможно, связаны с изменениями минерального состава поверхности.