0 комментариев 1296

Президент РАН поздравил ученых Китая

10 ноября китайский пилотируемый глубоководный аппарат Fendouzhe («Борец»)  опустился на дно Марианской впадины на глубину 10 909 метров, установив рекорд по глубине погружения для КНР. В следующие шесть дней батискаф совершил ещё два погружения на глубину более 10 000 метров.

Проект по созданию Fendouzhe стартовал четыре года назад в Института глубоководных исследований и инженерии Китайской академии наук (горд Санья, провинция Хайнань) и успешно завершился в марте этого года. Аппарат прошёл серию серьёзных испытаний в Южно-Китайском море. Только убедившись в его надёжности, исследователи из поднебесной решили направить батискаф в самую глубокую область Мирового океана.

Президент Российской академии наук Александр СЕРГЕЕВ поздравил китайских коллег с серьёзной победой. Комментируя событие, Александр Михайлович рассказал нашему журналу о том, что китайский «Борец» может открыть новую эру в изучении океанских глубин:

– Это действительно выдающееся достижения не только китайской, но и вообще современной мировой науки. Создан автономный исследовательский аппарат, способный погружаться на самые большие глубины, какие нам на данный момент известны. Батискаф Fendouzhe с экипажем из трёх человек погрузился на глубину 10 909 метров, что всего на 18 метров меньше мирового рекорда. И этот аппарат не просто туда опустился, а затем поднялся, он там, в глубине, в автономном режиме передвигался по дну самого глубокого участка Марианского желоба, Бездне Челленджера, производя при этом важные научные наблюдения и эксперименты.

Казалось бы – ну опустились люди на дно, что тут такого? Но это действительно очень важное событие. Мы все с волнением следим за достижениями человека в космосе, за запуском новых космических кораблей, за работой МКС, за полётами межпланетных автоматических станций. Но в настоящее время у нас уже есть больше 580 космонавтов и астронавтов, поднимавшихся в космос, то есть – на высоту более 100 км. А на глубину больше десяти километров у нас, с учётом нынешней тройки «борцов», опускалось всего 11 человек, меньше, чем летало на Луну (на ней побывало 12 астронавтов). Первое погружение прошло в 1960 году. Тогда  в батискафе Trieste на глубину 10 918 метров опустились лейтенант ВМС США Дон Уолш и швейцарский океанолог Жак Пикар. Через 52 года глубину 10 000 метров преодолел знаменитый американский кинорежиссёр Джеймс Кэмерон. И в апреле прошлого года рекорд глубины погружения, 10928 метров, поставил американский бизнесмен и исследователь Виктор Весково, до этого уже покоривший главную вершину мира – гору Эверест. Дальше Весково ещё 4 раза опускался на Марианское дно с разными пассажирами. И вот теперь в число покорителей самой глубокой впадины вошли три китайских глубоководных исследователя. Исходя из этого можно сравнить изученность ближнего космоса, до нескольких сотен километров, и глубин больше 10 километров. Поэтому мы смело можем сказать, что становимся свидетелями настоящего прорыва в исследовании подводного мира, который мы часто называем «подводным космосом». Поскольку теперь у нас есть техника, которая позволяет этот «подводный космос» эффективно исследовать. Это очень важно.

Российская академия наук сейчас выстраивает с Академией наук Китая серьезные деловые отношения. В марте прошлого года на острове Хайнань, в городе Санья, в том самом Институте глубоководных исследований и инженерии, в котором был создан «Борец», мы, вместе с китайскими коллегами, проводили двухдневное совещание по теме изучения биологических и минеральных ресурсов глубоководья. Это был такой «мозговой штурм», в котором приняло участие не очень много ученых очень высокого, мирового класса. От России там было около пятнадцати человек, Сейчас каждый год приносит открытия в области колоссальных запасов подводных ресурсов. И вопрос их разведки, исследования и разработки с каждым днём становится всё актуальнее. Но как его реализовать? С помощью каких машин и инструментов? Ведь там, на экстремальных глубинах мы получаем не менее экстремальные показатели давления. На дне Марианской впадины оно превышает 108 МПа, это больше 1000 атмосфер. В главной китайской газете Жэньминь Жибао была красивая аналогия о том, что такое давление равносильно танцующим на спине человека 2000 индийским слонам. В этих областях мы сталкиваемся с совершенно необычными уравнениями состояния. Поэтому нам надо заниматься новой техникой и средствами инженерии, приспособленными для работы в таких сверхсложных условиях. Но тут мы получаем обратную проблему: если мы начнём добывать на дне океана, скажем, редкоземельные металлы, которые там встречаются в изобилии, не навредим ли мы этим глубоководной экологии? Это всё интереснейшие вопросы совершенно новой сферы деятельности, и очень хорошо, что мы теперь имеем пилотируемое исследовательское судно, которое может не просто спуститься, но именно передвигаться, изучать океанскую среду и работать на самых больших глубинах. На сегодня КНР является единственной страной в мире, у которой есть такой уникальный исследовательский аппарат. С чем мы и поздравили наших коллег из Поднебесной.

Но наше сотрудничество с Китаем в деле исследования глубоководья – это не только встречи и мозговые штурмы. В этом году наша совместная с китайскими исследователями деятельность получила очень существенной грант от Министерства образования и науки, на несколько лет на уровне порядка ста миллионов рублей в год по тематике исследования глубоководных экосистем в местах залежи полезных ископаемых. То есть, в местах возможной их добычи. Со стороны Китайской академии наук есть несколько институтов, которые занимаются той же тематикой, и мы будем вместе отрабатывать эти вопросы. Наши китайские коллеги приглашают нас к сотрудничеству и мы, разумеется, не будем от него отказываться. И уже думаем над совместными программами, которые можно предложить для новых погружений «Борца». Возможно – с российскими учёными на борту.

Фотографии к материалу использованы из документального фильма:  Chinese Submarine Plunges to Depth of 10,000m to Set Epic World Record