Наблюдатели за образованием и уходом за детьми в раннем возрасте в Японии указали на любопытную тенденцию воспитателей, присматривающих за дошкольниками и ожидающих их ухода. По словам профессора Йосуке Хироты из Высшей школы литературы и гуманитарных наук Столичного университета Осаки, подход «мимамору» уходит корнями в премодернистскую концепцию природы: наблюдение и ожидание с минимальным вмешательством формируют философию образования, основанную на балансе.

Профессор Хирота изучил работы Содзо Курахаси (1882-1955) и Китаро Нисида (1870-1945), чтобы понять, как концепция природы из прошлого попала в современное образование. Работы Курахаси в области образования оказали влияние на воспитание и образование детей младшего возраста в Японии, а Нисида был одним из выдающихся философов времен Курахаси.

В классической литературе хорошо известно, что понятие природы в Японии имело два значения: добровольное, «от себя», и спонтанное, «вне себя». Профессор Хирота обнаружил, что эта концепция была перенесена в современное образование в Японии.

«В японской философии образования поддерживается баланс между действием по своей воле и доверием себя чему-то вне себя», – заявил профессор Хирота.

Курахаси разработал теорию руководства (yūdō), которую сравнивают с течением реки, которая продолжает свой неизбежный поток с минимальным человеческим вмешательством. По словам профессора Хироты, достижением его работы стало то, что данная концепция уходит корнями в традиционную японскую концепцию природы.

Работа была опубликована в журнале History of Education.

[Фото: Osaka Metropolitan University]