Ольга Зиновьева и Олег Ефимов. Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

Ольга Зиновьева и Олег Ефимов. Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

 

Прошла очередная "Зиновьевская среда" - совместный проект Дома А.Ф. Лосева и Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня". Такие встречи проходят регулярно, в последнюю среду месяца. Каждый раз тема встречи новая. 30 марта участники поделились мнениями об одном из важнейших критериев оценки деятельности учёного - индексе Хирша (индекс цитируемости). 

Модераторы встречи: Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня", и Олег Ефимов, руководитель отдела культурных проектов и связи с общественностью Дома А. Лосева. С приветственным словом выступил директор Дома А. Лосева Владимир Семёнов

В погоне за повышением индекса Хирша не все учёные добросовестно пишут свои научные работы: есть множество примеров плагиата, договоренностей между авторами упомянуть друг друга не для достижения научных целей, а по знакомству, когда печатаются в журналах сомнительной репутации и многие другие примеры... Чем заменить индекс Хирша и систему оценки качества публикаций по критерию разделения научных журналов на категории (первый квартиль и так далее) и как не стать похожими на жителей "никем не населенного населенного пункта" из книги Александра Зиновьева "Зияющие высоты" порассуждали на встрече Зиновьевского клуба.

Леонид Поляков. Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

Леонид Поляков. Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

 

Леонид Поляков, доктор философских наук, профессор-исследователь НИУ ВШЭ выступил с основным докладом. Он уверен, что факт того, что в публикационной деятельности присутствует коррупция, возможность гарантированно напечататься в журнале со статьёй без всякой критической оценки написанного самого журнала разлагает науку изнутри. "Если эта практика распространяется на тех, кого мы учим, то мы пилим стул, на котором сидим. Мы готовим следующее поколение к тому, что в науке что-то может быть нечестным. Не знаю, как в жизни, но в науке нечестность оборачивается страшными последствиями". Другой тезис выступления Леонида Полякова: в общественных науках трудно давать объективную оценку, но даже если специалисты имеют разные позиции, они должны относиться к исследовательскому труду друг друга с уважением, так как это развивает их науку в целом (например в психологии: школа психоанализа и отечественная школа психологов).  

Ольга Зиновьева считает, что переход России на Болонскую систему образования принёс свои плоды: "Такое ощущение, что в течение всего этого времени мы упорно выращивали в образовании семена борщевика. <...>. Мы растеряли то, что было достигнуто большими трудом нашим советским обществом. И то, что Россия стала учитывать индекс Хирша в качестве оценки исследовательской активности приводит к тому, что мы теряем научные кадры, которые должны были служить во имя отечественной науки". 

Анатолий Черняев, кандидат философских наук, член Зиновьевского клуба напомнил, что Scopus, Web of Science - это не какие-то международные системы, это частные организации, которые в определённых регионах мира нашли своё применение. А индекс Хирша, к примеру, в США и вовсе применяют в отношении лишь некоторых наук. Рейтинги, индексы, количество цитирований, по мнению Анатолия Черняева, применяются тогда, когда само государство нуждается в таких оценках, в России же отношение к образованию всегда было иным: "Здесь количественные показатели никогда не имели большого значения. Наука работала в интересах государства, реализовывала государственные задания. Мне кажется, в этом нет ничего плохого, это благородная миссия - служить государству, служить своей стране. Так у нас было устроено". 

Участники "Зиновьевской среды" 30.03.2022. Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

Участники "Зиновьевской среды" 30.03.2022. Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

 

Любовь Цой, член Зиновьевского клуба, в своём выступлении затронула тему манипуляции сознанием. "Все рейтинги - это механизмы управления сознанием большинства. <...>. Поэтому рейтинг должен основываться на тех задачах, которые мы хотим, которые государство хочет от образования и науки". На одной из встреч члены Зиновьевского клуба целью образования определили:  восстановление целостности человека, государства и общества.

Алексей Козырев, исполняющий обязанности декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, обратил внимание слушателей на то, что высокий индекс цитирования далеко не всегда говорит о признании трудов учёных, а низкий - о низком. Так, например, у Тахо-Годи Азы Алибековны, которая писала работы совместно с Алексеем Федоровичем Лосевым, индекс Хирша всего пять, такой же может быть и у научного сотрудника, который внёс в науку намного меньший вклад. 

"Зиновьевские среды".  Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

"Зиновьевские среды".  Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

 

В завершении участники "Зиновьевской среды" сошлись на мнении, что необходимо не только критически оценивать сегодняшнюю ситуацию по этой теме, но и находить выходы, некоторыми из которых поделились участники встречи. Так Эдуард Фомин из Народного института развития предложил создать команду, которая для начала выявит причины нынешнего положения российской науки, после чего поступенчато будет предлагать решения.

Вопросы о научном цитировании неоднократно поднимаются на заседаниях президиумов РАН, пресс-конференциях президента РАН. Как раз в день Зиновьевского клуба - 30 марта - в МИА "Россия сегодня" прошла пресс-конференция главы РАН Александра Сергеева, где в том числе была затронута тема повышения качества периодической печати. Одно из предложений членов Российской академии наук: создание национальной сети научных изданий открытого доступа (Open Access). Возможность создания Российского академического издательского дома, по словам президента РАН, находится на рассмотрении в правительстве.

«Одно то, что мы сами будем это быстро и качественно печатать и давать в открытый доступ, одно только это, по мировой статистике, переводит журнал в более высокий разряд, на единицу в Q1-Q4. Мы должны постепенно работать так, чтобы наши журналы становились все более привлекательными для российских ученых, чтобы они хотели там публиковаться», - говорит президент РАН Александр Сергеев. Его цитату приводит академик РАН Алексей Хохлов в своём Телеграм-канале

Фото в материале Анастасия Ибрагимова / Научная Россия