Исследователи Лондонского университета королевы Марии сделали революционное открытие того, как морским звездам удается выживать после нападения хищников – они отбрасывают собственные конечности. Команда определила нейрогормон, ответственный за запуск этого удивительного подвига самосохранения, сообщает научное издание EurekAlert!.

Автотомия – способность животных отделять части тела, чтобы уклониться от хищников, – хорошо известная стратегия выживания в животном мире. Ящерицы, отбрасывающие свои хвосты, – хорошо знакомый пример, но механизмы, лежащие в основе этого процесса, остаются во многом загадочными.

Теперь ученые раскрыли ключевой фрагмент головоломки. В процессе изучения обыкновенной европейской морской звезды Asterias rubens был обнаружен нейрогормон, сходный с человеческим гормоном сытости, холецистокинином (CCK), в качестве регулятора отсоединения конечностей. Более того, ученые предполагают, что когда этот нейрогормон выделяется в ответ на стресс, например, нападение хищника, он стимулирует сокращение специализированной мышцы у основания луча морской звезды, что приводит к его отрыву.

Примечательно, что морские звезды обладают невероятными способностями к регенерации, позволяющими со временем отращивать утраченные конечности. Понимание точных механизмов, лежащих в основе этого процесса, может иметь большое значение для регенеративной медицины и разработки новых методов лечения травм конечностей.

Доктор Ана Тиноко, член лондонской исследовательской группы, пояснила: «Наши результаты проливают свет на сложное взаимодействие нейрогормонов и тканей, участвующих в автотомии морской звезды. Хотя мы определили ключевого игрока, вполне вероятно, что и другие факторы вносят свой вклад в эту необычную способность».

Профессор Морис Элфик, автор работы, подчеркнул: «Это исследование не только раскрывает интересный аспект биологии морских звезд, но и открывает двери для изучения регенеративного потенциала других животных, включая человека. Расшифровав секреты самоампутации морских звезд, мы надеемся углубить наше понимание регенерации тканей и разработать инновационные методы лечения повреждений конечностей».

Исследование опубликовано в журнале Current Biology.

[Фото: Professor Maurice Elphick / Queen Mary University of London]