Зоологи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н.П. Лавёрова Уральского отделения РАН (Архангельск) опубликовали обзор находок, где пиявки проникают внутрь губок, мшанок и моллюсков, выступая в качестве эндосимбионтов. Подобные симбиотические связи до настоящего времени в основном изучались на примерах морских сообществ.

Первый случай – из реки Коси в Северной Индии, где были найдены пресноводные губки, населённые пиявками Alboglossiphonia pahariensis. Значительные скопления мелких молодых особей пиявок находились в ходах, проложенных личинками комаров-звонцов (хирономид). Молодь использовала ходы как укрытия, питаясь личинками комаров и червями-олигохетами. Свободноживущие пиявки были более крупными.

Не менее интересен аналогичный пример из России, точнее, из водоёмов Якутии, где пиявки рода Alboglossiphonia были обнаружены в мшанках. Как и губки, мшанки относятся к животным, ведущим прикреплённый образ жизни и образующим колонии. Массовое скопление пиявок было обнаружено между зооидами – модулями, из которых состоят колонии мшанок Plumatella fungosa (зооид считается отдельной особью колониальных организмов).

Учёные подчёркивают: это два известных случая в мире, когда пиявки находились внутри колоний пресноводных прикреплённых животных.

Пример из Северной Мьянмы. Там пиявки были обнаружены в мантийной полости обитающих в прудах моллюсков Lamellidens savadiensis. На первый взгляд – ничего необычного. Однако это пока единственный известный случай обнаружения представителей рода Alboglossiphonia в пресноводных моллюсках. Пиявка оказалась новым для науки видом и была названа в честь города Бхама – Alboglossiphonia bhamoensis.

В статье также рассмотрены примеры проникновения пиявок в мантийную полость гастропод (улиток). Таких находок сделано достаточно много. И, как правило, речь идёт о пиявках из рода Alboglossiphonia. Также при написании обзорной статьи зоологи Лавёровского центра создали карту, куда были вынесены места обнаружения подобных симбиотических отношений.

По мнению представителей исследовательской группы, пиявки стремятся к скрытному образу жизни внутри других животных для того, чтобы обезопасить себя от хищников. Кроме того, обитание в мантийной полости моллюска позволяет пиявке питаться гемолимфой, а в губках и мшанках – использовать в качестве корма животных, которые туда проникают.

Научная публикация: https://www.researchgate.net/publication/363823289_Hidden_shelter-like_associations_of_minute_Alboglossiphonia_leeches_Hirudinea_Glossiphoniidae_with_sedentary_animals_and_molluscs