Садовые тюльпаны, как вельможи,

Холены и надменно холодны.

А мне другие в тыщу раз дороже —

Тюльпаны байконурской стороны.

Иван Мирошников. Тюльпаны Байконура

Первый и крупнейший в мире космодром «Байконур» по праву заслужил легендарный статус за почти 70 лет своего существования. Здесь стартовал космический корабль «Восток» с Юрием Гагариным на борту, первый искусственный спутник Земли, корабли «Восход», «Союз», а также многие орбитальные станции.

Космодром занимает площадь почти в 7 тыс. кв. км и считается крупнейшим в мире. Здесь находятся комплексы для подготовки ракет перед стартом, пусковые установки, корпуса для испытаний ракет-носителей и космических аппаратов, стартовые комплексы различной категории, пусковые установки для испытания баллистических ракет, и многое другое.

Космодром «Байконур»

Источник: Роскосмос

Город Байконур, расположенный в 350 км от космодрома, необычный. После распада Советского Союза космодром перешел в ведение Казахстана, но Россия арендует его до 2050 г. Из-за этого на территории города действует не только пропускной режим, но и сразу два законодательства — России и Казахстана. Там слаженно работают правоохранительные органы обеих стран, есть два суда, два военкомата, два загса. В городе распространены две валюты.

Стоит отметить, что свое название Байконур получил также необычным образом. На самом деле космодром был куда ближе к поселку Тюратам и в иностранной прессе XX в. был известен как «Тюратамский космический комплекс». В Байконуре же располагался поддельный космодром, который Советский Союз использовал для того, чтобы запутать иностранных шпионов. Но со временем название прижилось.

У космодрома есть свой цветок-символ — тюльпан Борщова, который произрастает на его территории. Растение упоминается во многих статьях, книгах и фильмах о Байконуре. Харьковским поэтом Иваном Мирошниковым написано стихотворение о тюльпанах Байконура, посвященное второму космонавту Герману Титову.

Космодром «Байконур»

Источник: Роскосмос

Первый в мире космический турист также отправился в космос из Байконура. Американский бизнесмен Деннис Тито заплатил $20 млн за свое путешествие и 28 апреля 2001 г. совершил полет с площадки №1 – «Гагаринского старта». Деннис Тито, которому на тот момент был 61 год, провел в космосе шесть дней и стал первым непрофессиональным космонавтом, посетившим Международную космическую станцию.

Космодром используется для запусков космических аппаратов на низкие и средние орбиты, для метеорологических систем, для исследования природных ресурсов Земли и запусков автоматических межпланетных станций. Сегодня благодаря экскурсиям, предлагаемым турагентствами, любители космоса могут посетить космодром Байконур, прогуляться по объектам космодрома, посетить музеи города и увидеть запуск ракеты.

Источник фото на главной и на странице: Роскосмос