0 комментариев 642

Пермский биокатализатор очистит воду от кислоты

Химики Пермского Политеха разработали биокатализатор, который обезопасит человека от появления желчекаменной болезни.

Химики Пермского Политеха разработали метод очистки воды от щавелевой кислоты. Это вещество опасно тем, что связывает токсичные металлы, которые попадают в цикл осадков. В дальнейшем кислота провоцирует у человека мочекаменную и желчекаменную болезни.

– Щавелевая кислота представляет собой бесцветные кристаллы, которые растворяются в воде или в спирте. Чаще всего ее применяют в химической, текстильной, кожевенной и полиграфической промышленности, в металлургии и фармацевтике. Вещество накапливается в окружающей среде и оказывает вредное воздействие на организм человека, – рассказывает кандидат химических наук, доцент кафедры химии и биотехнологии Пермского Политеха Елена Фарберова.

По словам ученых, вдыхание частиц токсичного вещества провоцирует раздражение глаз и верхних дыхательных путей, слизистой оболочки носа. У человека появляются желудочно-кишечные расстройства, возникают слабость и головная боль, снижается вес. На коже после контакта с кислотой появляются раздражения и язвы. Токсичные продукты могут привести к мочекаменной и желчекаменной болезни.

Чтобы нейтрализовать действие щавелевой кислоты, пермские ученые выделили специальные микроорганизмы, которые ее «разрушают».

– Сейчас воду очищают от кислоты с помощью химических методов, ультрафиолетового облучения и озонирования. По сравнению с ними, наш способ более экологичен, менее затратен и не требует дополнительной обработки воды. Мы разработали биокатализатор – специальный материал (или средство) на углеродной основе с микроорганизмами, которое очищает воду от кислоты, – поясняет ученый.

Для этого химики изучили, как микроорганизмы разрушают кислоту, и выяснили, при каких условиях этот процесс происходит наиболее быстро. Чтобы найти эффективную концентрацию биокатализатора, химики вводили его в различных соотношениях в питательную среду, содержащую щавелевую кислоту. Эксперимент проводили при температуре 30 °С, а раствор постоянно перемешивали с высокой скоростью. Опыт показал: если концентрация кислоты в растворе увеличивается, то скорость ее уничтожения повышается. Ученые также доказали, что биокатализатор можно использовать многократно.

Химики сравнили, как «разрушают» кислоту микроорганизмы и биокатализатор. Эксперименты показали, что второй способ более эффективен. Ученые уже разработали технологическую схему, с помощью которой можно сделать воду безопасной для человека.

Пресс-служба ПНИПУ