Согласно новому исследованию американских ученых, микропластик может переносить наземных паразитов в океан, нанося вред дикой природе и здоровью человека, сообщает Калифорнийский университет в Дэвисе. Выводы ученых появились в журнале Scientific Reports.

Микропластик — это крошечные пластиковые частицы размером менее пяти миллиметров, не больше рисового зернышка. Они загрязнили воды даже в Антарктиде. И это – одна проблема. К которой добавляется другая. Путешествуя автостопом по микропластику, патогены могут распространяться по всему океану, достигая мест, где наземные паразиты обычно никогда не встречаются.

Так, токсоплазма (T. gondii), основной хозяин которой – кошачьи, заразил токсоплазмозом многие морские виды. Длительные исследования ученых из Калифорнийского университета в Дэвисе выявили связь этого патогена со смертью каланов. От T. gondii также пострадали дикие животные, находящиеся под угрозой исчезновения, в том числе дельфины Гектора и гавайские тюлени-монахи. У людей токсоплазма может вызывать пожизненные заболевания, а также нарушения развития и репродуктивной функции.

Чтобы проверить, могут ли выбранные патогены связываться с пластиком в морской воде, ученые провели лабораторные эксперименты. Они использовали два разных типа микропластика: полиэтиленовые микрогранулы и полиэфирные микроволокна. Микрогранулы часто встречаются в косметике, в моющих средствах, а микроволокна — в одежде и рыболовных сетях.

Ученые обнаружили, что к микроволокнам прилипает больше паразитов, чем к микрогранулам, хотя оба типа пластика могут переносить наземные патогены. Тонкие частицы микроволокон распространены в водах Калифорнии и были обнаружены в моллюсках.

Авторы отмечают, что пластик помогает патогенам проникать в морскую жизнь несколькими способами, в зависимости от того, тонут ли пластиковые частицы или плавают.

Микропластики, плавающие на поверхности, могут перемещаться на большие расстояния, распространяя патогены далеко от их источников на суше. Пластмассы, которые тонут, могут концентрировать опасные микроорганизмы в среде у дна моря. Именно здесь живут фильтрующие животные, такие как зоопланктон, моллюски, мидии, устрицы – они с большой вероятностью могут проглотить как пластик, так и вредные микроорганизмы.

«Эта работа показывает, как важно предотвратить попадание микропластика в наши океаны, — отмечают исследователи. — Чтобы смягчить последствия, можно установить фильтры на стиральных машинах и сушилках, камеры биоудерживания или другие технологии для очистки ливневых вод, а также использовать передовые методы управления для предотвращения выброса микропластика на предприятиях по производству пластмасс и на строительных площадках».

[Фото: KAREN SHAPIRO, UC DAVIS]