Ученые из Университета Стоуни-Брук в Нью-Йорке (США) во главе с Дэвидом Краусом (David W. Krause) сумели реконструировать череп существа, жившего примерно 66-70 млн лет назад, в ту же эпоху, что и динозавры. Животное, которое назвали Vintanasertichi, представляет собой новый вид и род ископаемых млекопитающих и поможет по-новому взглянуть на ранние этапы их эволюции. Статью об открытии опубликовал журнал Nature.

Череп животного был реконструирован из ископаемых обломков, найденных на Мадагаскаре около четырех лет назад. По словам ученых, животное было крупнейшим млекопитающим своего времени — при весе примерно в 9 кг и длине черепа около 12.5 см. Правили балом в те времена гигантские рептилии.

Внешний вид млекопитающего напоминает современного сурка, но доисторическое животное не является предком какого-либо современного животного. У него были большие глаза, хороший слух и острое обоняние. Он обладал мощными жевательными мышцами и питался корнями, семенами и орехами. Сравнения реконструированного ископаемого животного с современными грызунами сопоставимых размеров показали, что оно обладало гораздо большей силой укуса. Ученые поясняют, что полученный в результате реконструкции результат сильно отличается от того, что могли предсказывать палеонтологи применительно к анатомическим особенностям млекопитающих того исторического периода.

Ранее о видах ранних млекопитающих группы ученые могли только догадываться по найденным зубам и фрагментам челюстей. Вместе с множеством видов динозавров эти млекопитающие обитали на юге суперконтинента, называемого Гондваной (Gondwana), включавшего в себя современные Африку, Южную Америку, Антарктиду, Австралию, Новую Зеландию, а также Аравию, Мадагаскар и Индию. Об их ранней эволюции до настоящего времени известно очень мало. Открытый вид — всего лишь третий среди млекопитающих, населявших Южное полушарие в ту эпоху. Два ранее открытых вида были обнаружены на территории современной Аргентины и значительно уступали новой находке по предполагаемым размерам.

Фото превью: Слепок черепа Vintana sertichi с прижизненной реконструкцией.

Авторы и права: Джозеф Гроенке, Университет Стоуни-Брук / Гэри Стааб, Staab studios.