Сегодня, 18 июня, свой день рождения отмечает знаменитый исследователь, академик Алексей Юрьевич Розанов. Ученый с мировым именем руководит группой лабораторий Палеонтологического института РАН. Профессор кафедры палеонтологии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.

Алексей Юрьевич Розанов — потомственный геолог, стоявший у истоков нового направления в науке — бактериальной палеонтологии — и предложивший теорию о том, что жизнь зародилась не в воде, а прилетела издалека: в метеоритах из космоса.

Ученый стал двенадцатым геологом в своей семье: его путешествие в науку началось еще в школьные годы, когда он вместе с отцом участвовал в геологических экспедициях по поиску места для аэропорта в Домодедове и для Куйбышевской гидроэлектростанции в Жигулевских горах.

В 1958 г. Алексей Юрьевич окончил Московский геологоразведочный институт и следующие 19 лет проработал в Геологическом институте АН СССР, защитив кандидатскую, а затем и докторскую диссертации. Всю жизнь после обучения Алексей Юрьевич посвятил науке и преподаванию. В 1977 г. он начал работу в Палеонтологическом институте АН СССР, где до 1992 г. занимал должность заместителя директора, а с 1992 по 2011 г. был директором. В настоящее время А.Ю. Розанов заведует лабораториями беспозвоночных и палеоботаники, а также древнейших организмов Палеонтологического института РАН.

Вместе с микробиологом Г.А. Заварзиным А.Ю. Розанов определил и вывел в отдельное направление геологии «бактериальную палеонтологию», занимающуюся изучением ископаемых микроорганизмов от 1 до 200 мкм. Важным достижением, сделанным в ходе исследований по данному направлению, было обнаружение органической материи в метеоритах, что побудило ученых со всего мира объединиться и начать исследования внеземного происхождения жизни. Теория гласит, что в момент «поздней тяжелой бомбардировки» метеоритами и кометами, случившейся 4 млрд лет назад, на Землю был доставлен материал, из которого и произошла жизнь.

А.Ю. Розанов работает во благо российской науки не только как ученый, но и как преподаватель. С 1989 г. он занимает должность профессора палеонтологии геологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и подготовил 12 кандидатов и пять докторов наук.

В своих статьях и интервью Алексей Юрьевич часто говорит о важности междисциплинарного подхода в науке.

«Когда речь идет о фундаментальной науке, всегда можно найти огромную пользу от сотрудничества лингвистов с физиками или лингвистов с биологами и т.д. Этим и интересна фундаментальная наука. Обнаруживаются совершенно неожиданные вещи, которые могут быть пригодны и в других областях», — объяснял он в большом интервью для портала «Научная Россия».

Предлагаем вам познакомиться с этим интервью Алексея Юрьевича Розанова, опубликованном на нашем портале в 2022 г.: Жизнь на Землю пришла из космоса.

Коллектив портала «Научная Россия» от всей души поздравляет Алексея Юрьевича с днем рождения! Мы желаем вам вдохновения и крепкого здоровья, радости от научного творчества и процветания вашей исследовательской деятельности, которая делает этот прекрасный мир понятнее и лучше!

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»