Академик Розанов: жизнь возникла на суше

Обнаружение остатков микроорганизмов в породах выветривания резко меняет представление о происхождении жизни на Земле. Это означает, что жизнь на суше была всегда, по крайней мере, уже 4 млрд лет назад.

Ученые Палеонтологического института им. А.А. Борисяка РАН представили свои доказательства неверности основной гипотезы возникновения жизни на Земле. Жизнь возникла на суше, а не в океане — школьные учебники пора переписывать, уверен Алексей Розанов, академик РАН, доктор геолого-минералогических наук, заведующий Лабораторией древнейших организмов института.

Главный аргумент российских ученых — уникальные находки в геологических слоях возрастом примерно в 3,8 млрд лет в районе Кольского полуострова и Карелии, а позже и в других регионах мира. Это окаменевшие микроорганизмы, достаточно сложные организованные, чтобы понимать, что их эволюция шла сотни миллионов лет. Найдены они в так называемых корах выветривания — верхней части земной коры, сформированной в результате выветривания горных пород.

Все это означает, что жизнь на Земле существовала уже в первые несколько миллионов лет после зарождения планеты — тогда, когда на ней еще не было океана. «Осадочных пород возраста старше четырех миллиардов лет не найдено, это доказывает, что воды в тот период на Земле еще не было», — говорит академик Розанов. Он пояснил, что когда на планете есть вода, она не стоит на месте и особым образом «обрабатывает» породы.

Таким образом, знакомое нам по учебникам географии представление о том, что жизнь возникла в океане в результате длительного взаимодействия разнообразных веществ, растворенных в морской воде, неверно. И находки окаменевших микроорганизмов в породах выветривания ставят последнюю точку в этом споре, уверены ученые из Палеонтологического института РАН, как и многие их коллеги из других стран. «Во всех учебниках написано, что жизнь появляется около 400 миллионов лет назад, но здесь речь идет уже о миллиардах лет», — говорит Розанов.

Откуда же появилась жизнь на суше в самые первые миллионы лет существования нашей планеты. Если процесс зарождения жизни в океане достаточно подробно описан, то как живые организмы появились раньше, когда гидросферы еще не существовало? Академик Розанов придерживается теории панспермии и уверен — жизнь на Землю занесена из космоса метеоритами, прежде всего во время самой крупной бомбардировки метеоритами и кометами около 4 млрд лет назад. «Мы с вами продукт это прилетевшей жизни», — заключает ученый.

алексей розанов возникновение жизни гипотеза панспермии окаменевшие микроорганизмы палеонтологический институт ран