Палеонтологи из Египта и США обнаружили в сахарском оазисе Дахла останки динозавра ранее не известного вида. Они определили, что животное относилось к группе зауроподы, а конкретнее — к титанозаврам. Ему дали родовое название мансуразавр (Mansourasaurus) в честь города, в котором находится университет египетских участников исследования. Поскольку в Африке редко находят скелеты динозавров, ученые надеются, что обнаруженный ими мансуразавр даст много полезной информации о судьбе этих животных на Черном континенте в позднем мелу. Научная статья с описанием мансуразавра опубликована в журнале Nature Ecology & Evolution.

Кости динозавра были представлены фрагментами черепной коробки и челюстей, а также верхней частью позвоночника с поясом верхних конечностей. На данный момент это самый полный скелет динозавра, найденный в Африке. По форме указанных костей палеонтологи определили, что животное относилось к зауроподам — крупным травоядным ящерам, передвигавшимся на четырех ногах. Если говорить конкретнее, особь принадлежала к группе титанозавров. По сравнению с другими ее представителями мансуразавр был сравнительно небольшим, размером примерно с современного африканского слона.

Возраст останков оценили в 80 миллионов лет. Это время относится к верхнему мелу, то есть к концу мелового периода, который продолжался с 145 по 66 миллионов лет назад. В начале периода большинство современных континентов представляли собой единый материк Пангею. Затем он начал распадаться, и к его концу этот процесс практически завершился. По мере распада Пангеи фауна отдельных материков накапливала все больше различий. Однако тогда можно было попасть из Африки в Европу по суше.

Морфологический анализ показал, что по своему строению мансуразавр ближе к находкам из Европы и Азии, чем к останкам динозавров, обнаруженных в Южной Африке. Это значит, что между севером тогдашней Африки и Евразией происходил обмен видами динозавров. Ранее трудно было установить этот факт, потому что находки скелетов динозавров из верхнего мела в Африке в принципе редки.

[Иллюстрация: Andrew McAfee, Carnegie Museum of Natural History]