Особенности жизни протоблох изучили российские ученые

Спутники птерозавров были адаптированы к воде и больней кусались

Новые подробности жизни протоблох раскрыли российские палеонтологи, изучив длинноногую протоблоху Saurophthirus, паразитировавшая на птерозаврах. Это одно из самых известных ископаемых насекомых, которое фигурировало в четвертой серии научно-популярного сериала BBC «Прогулки с динозаврами».

Как сообщили в лаборатории артропод Палеонтологического института РАН, исследованию подверглись шесть отпечатков заурофтируса, найденных в отложениях раннего мела Забайкалья, на берегах реки Витим в Бурятии. Ученые использовали при этом оптический и сканирующий микроскопы. Было установлено, что возраст находки составляет 125-130 млн лет.

В отличие от современных блох у заурофтирусов было всего две пары дыхалец, соединенных расширенными трахеями. Подобным образом устроена дыхательная система водных личинок жуков, которые выныривают на поверхность, чтобы пополнить запас воздуха. Поэтому ученые предположили, что заурофтирус, напившийся крови, отцеплялся от своего хозяина и падал в водоем, где откладывал яйца. Но в остальном это был типичный паразит. «Если бы мы попали во времена динозавров, мы бы не обрадовались встрече с этим существом. Укусы заурофтируса могли быть достаточно болезненны, ведь хоботок у него был в полтора-два раза длиннее, чем у современных блох, да и к тому же включал зазубренные колющие стилеты», - рассказывает один из участников исследования Александр Расницын.

Ученые также не исключают, что адаптация к воде могла понадобиться заурофтирусам в связи с пристрастию к воде самих птерозавров. В последние годы появляется всё больше свидетельств, что рыбоядные птерозавры вели водный или околоводный образ жизни. Предполагается, что они плавали в озерах, загребая задними ногами, подобно уткам. В Китае в тех же отложениях, что и заурофтирусы, были обнаружены птерозавры с зубами как у дельфинов, которые могли подныривать за добычей.

saurophthirus протоблохи