Описаны три новых вида древнейших наземных позвоночных

Международная группа исследователей обнаружила и описала ранее неизвестный вид безногих амфибий из рода Ichthyophis Fitzinger.

Конец 2014 год оказался поистине удачным для группы биологов из разных стран, занимающихся исследованием разнообразия живых организмов, обитающих в Юго-Восточной Азии.

В ходе полевых исследований группа ученых под руководством доктора Петера Гайслера из Музея Александра Кёнига (Германия) и доктора Николая Пояркова из МГУ имени Ломоносова нашла и описала три новых вида безногих амфибий. Одна из находок была сделана в провинции Ламдонг во Вьетнаме. По словам биолога Николая Пояркова, участника исследовательской группы, внешне эти существа напоминают больших дождевых червей. Но на самом деле это не черви, не змеи и не лягушки, а представители отдельных ветвей тетрапод, то есть четвероногих, хотя у данных экземпляров конечности отсутствуют как минимум полтораста миллионов лет, с Юрского периода. Результаты исследования опубликованы в журнале OrganismsDiversity & Evolution.

Червяги характеризуются рядом древних морфологических черт, уникальными особенностями строения черепа, а также плохо развитыми глазми и отсутствием конечностей. Внешне они выглядят как слизистые слепые черви, но на самом деле являются позвоночными животными, имеющими крошечный череп, зубы и глаза. Червяги, относящиеся к роду рыбозмеев (Ichthyophis) обитают в тропических зонах Юго-Восточной Азии. Для большинства представителей этого рода характерны яркие желтые продольные полосы по бокам червеобразного тела. Но обнаруженное под камнем в южном Вьетнаме абсолютно черное существо не соответствовало известным описаниям. Возникло предположение, что это может быть новый, ранее неописанный вид. По словам исследователей, червяги имеют не так много морфологических признаков, которые могут быть описаны: длина тела, размер головы, количество бороздок на туловище и позвонков — вот, пожалуй, и все. Поэтому Николай Поярков решил провести также и молекулярный анализ ДНК.

Выяснилось, что найденные ранее виды безногих амфибий с желтыми полосками тоже относились к разным видам, как минимум двум или трем. Кроме того, для того, чтобы надежно определить место существа на эволюционном древе жизни, недостаточно лишь одного образца. Ученые обратились к своим коллегам. В результате в руки исследователей попало еще два чернотелых экземпляра — из Камбоджи и из центрального Вьетнама. Оказалось, что и они все представляют совершенно разные виды безногих земноводных. Соответственно, они получили разные названия в таксономии: найденный в Кардамоновых горах в западной Камбодже — Ichthyophis cardamomensis sp. nov., Ichthyophis catlocensis sp. nov. — обитатель южного Вьетнама и Ichthyophis chaloensis sp. nov — обнаруженный в центральном Вьетнаме.

Исследование показывает, как много видов живых организмов остается еще за гранью научной картины мира, особенно в таких труднодоступных регионах. К слову, ранее портал Научная Россия сообщал об открытии нового вида морских беспозвоночных, внешне напоминающих грибы, а также останков неизвестного млекопитающего на о. Мадагаскар.

ichthyophis fitzinger безногие амфибии тетраподы червяги