0 комментариев 469

Омские ученые работают над сокращением космического мусора

На околоземную среду влияют топливные баки ракет-носителей с остатками ракетного топлива. Они взрываются от солнечного излучения, образуя космический мусор. Проблемы экологии космоса решают в ОмГТУ

На околоземную среду серьезно влияют топливные баки ракет-носителей с неиспользуемыми остатками ракетного топлива. Нагрев от солнечного излучения приводит к их взрывам и появлению космического мусора. Это относится и к возвращаемым ступеням в районы падения, находящиеся на поверхности Земли. Проблемы экологии космоса решают в Омском государственном техническом университете.

Несколько лет молодой ученый Владислав Урбанский работает над уникальным проектом – «Извлечение энергетических ресурсов из неиспользуемых остатков топлива в баках ступени ракеты-носителя после выключения маршевого жидкостного ракетного двигателя в условиях невесомости».

Рекомендации Комитета ООН по мирному использованию космического пространства говорят о необходимости полной ликвидации неиспользуемых остатков жидких компонентов ракетного топлива в баках отделяющейся части ракеты-носителя, остающихся на орбитах в околоземном космическом пространстве и возвращаемых ступеней в районы падения.

«После выключения двигателя в невесомости остатки топлива находятся в виде газокапельной смеси в объеме бака. Ранее были проведены эксперименты в башне невесомости Московского авиационного института, которые показали различные варианты положения жидкости в баках. Перед нами стояла задача – ликвидировать неиспользуемые остатки топлива любым способом. Наиболее эффективным решением этой проблемы стало испарение топлива с дальнейшим выбросом газа в борт ступени.

Бортовая система газификации остатков топлива в баках осуществляется путем подачи теплоносителя на основе перекиси водорода в топливный бак. Полученными продуктами газификации, представляющими собой энергетический ресурс, можно управлять, например, подать на блок газореактивных сопел. Разрабатываемая система газификации позволяет расширить возможности ступени ракеты, в том числе для ступеней многократного использования и т. д.

Наша основная цель на данный момент – проанализировать процессы, протекающие в топливном баке при подаче теплоносителя. Результаты исследования в дальнейшем будут использованы для разработки методики проектирования», - рассказал аспирант ОмГТУ Владислав Урбанский.

Недавно результаты исследования были представлены Госкорпорации «Роскосмос» на научно-техническом совете. Готовятся материалы проекта с целью определения возможных направлений его применения.

Источник: ОмГТУ