Ученые из Юго-Западного штата Калифорния (UTSW, США) обнаружили, что иммунный белок STING, который обычно помогает защитить от вирусов и опухолей, передавая сигналы иммунной молекуле, также активирует отдельный путь, который напрямую убивает иммунные клетки, борющиеся с опухолью. Открытие может привести к разработке более длительных иммунотерапевтических средств для борьбы с раком. Результаты исследования опубликованы в журнале Immunity. Новость появилась на сайте UTSW.

STING был впервые идентифицирован около десяти лет назад как белок, который может активировать ответ интерферона I типа (IFN) в иммунных клетках. IFN-ответ – это мощная и хорошо изученная иммунная реакция, которую организм использует для борьбы со всем: от вирусов и бактерий до опухолевых клеток. Поскольку было обнаружено, что STING обладает противовирусными и противоопухолевыми свойствами и активирует IFN, большинство исследователей предположили, что путь IFN был основным способом, которым STING осуществляет свою иммунную активность.

В этом исследовании ученые разработали версию STING, которая не может активировать ответ IFN, но в остальном продолжает работать. Затем они проверили, что STING может делать независимо от его способности активировать IFN. Выяснилось, что мыши, несущие модифицированную версию STING, все еще могли сопротивляться инфекции вирусом простого герпеса типа 1 (HSV-1). Это открытие показывает, что IFN – не единственное оружие, которым STING может бороться с вирусами.

Кроме того, обнаружилось, что опухоль может использовать белок STING, чтобы убивать иммунные T-клетки. Т-клетки, белые кровяные тельца, являются основными компонентами адаптивной иммунной системы. Когда исследователи посмотрели на Т-клетки, которые активно реагировали на опухоль меланомы у мышей, они увидели, что опухоль вырабатывает молекулы, которые сигнализируют о STING, и, в свою очередь, вызывают гибель Т-клеток, пытающихся бороться с опухолью.

«Мы знаем, что у опухолей есть несколько способов борьбы с иммунной системой, – говорит Нан Ян (Nan Yan), доктор наук, профессор иммунологии и микробиологии в UTSW. – Самым известным из них является то, что они отключают Т-клетки, и именно на этот процесс пытаются нацелить многие иммунотерапевтические препараты, такие как ингибиторы контрольных точек. Мы обнаружили, что опухоли также активно пытаются убить Т-клетки с помощью STING. Это открывает еще одну возможность для иммунотерапии, подавляющей контрольные точки».

Когда исследователи удалили STING у мышей, иммунная система животных эффективнее контролировала опухоли меланомы и меньше Т-клеток погибло. Основываясь на результатах, ученые выдвигают гипотезу, что препараты, нацеленные на STING, могут помочь Т-клеткам лучше бороться с опухолями. Кроме того, методы снижения уровня STING с помощью лекарств или генно-инженерных Т-клеток можно комбинировать с существующими иммунотерапевтическими методами, чтобы сделать их более эффективными, позволяя Т-клеткам дольше выживать в непосредственной близости от опухоли.

Авторы исследования уже изучают, как препараты, нацеленные на STING, могут работать против рака, и пытаются лучше понять молекулы, которые связывают STING с гибелью Т-клеток.