С помощью телескопа SAINT-EX международная группа астрономов открыла две новые экзопланеты, вращающиеся вокруг звезды TOI-1266, расположенной примерно в 120 световых годах от Земли. Одна из них относится к суперземлям, а другая является субнептуном, сообщает пресс-служба Бернского университета (Швейцария). Свое открытие астрономы описали в статье, опубликованной в журнале Astronomy and Astrophysics.

Красные карлики – небольшие и относительно холодные звезды. Благодаря невысокой (по сравнению с обычными звездами) температуре звезды, на планете в системе красного карлика, которая вращается близко к звезде, потенциально может существовать жидкая вода и, следовательно, жизнь. Однако найти эти обитаемые миры очень сложно. Красные карлики малы и излучают немного света по сравнению с большинством других звезд, таких как наше Солнце.

Тем не менее существует инструмент, с помощью которого можно внимательно изучать красные карлики и их планеты – телескоп SAINT-EX, расположенный в Мексике. Недавно он увидел две экзопланеты в системе звезды TOI-1266. По сравнению с планетами в нашей Солнечной системе, планеты TOI-1266 b и c находятся намного ближе к своей звезде – им требуется всего 11 и 19 дней соответственно, чтобы сделать полный оборот вокруг нее. Однако, поскольку их звезда намного холоднее, чем Солнце, на планетах температуры тоже не очень экстремальные: на дальней TOI-1266 c температура почти такая же, как на Венере (хотя она в семь раз ближе к своей звезде, чем Венера к Солнцу). Две планеты имеют одинаковую плотность. Ученые предполагают, что, возможно, планеты наполовину состоят из скалистого и металлического материала, на наполовину из воды. По скалистости они схожи с Землей или Венерой.

По размеру планеты сильно отличаются друг от друга. Диаметр внутренней планеты, TOI-1266 b, в два с половиной раза больше диаметра Земли. Эта планета относится к субнептунам. Внешняя планета TOI-1266 чуть более чем в полтора раза больше нашей планеты и поэтому считается суперземлей.

Две эти планеты находятся на краю так называемой «долины радиуса», в которую попадают планеты с радиусом в 1,5-2 раза больше радиуса Земли. Как объясняет Брис-Оливье Демори (Brice-Olivier Demory), профессор астрофизики в Бернском университете, подобные планеты встречаются довольно редко: вероятно, сильное излучение звезды может разрушать их атмосферу. «Возможность изучать два разных типа планет в одной системе – прекрасная возможность лучше понять, как возникают планеты разного размера», – добавляют авторы работы.

[Фото: INSTITUTE OF ASTRONOMY, UNAM / E. CADENA]