Объект BOSS-EUVLG1, который ранее ученые определили как квазар из-за его сильной яркости, оказался галактикой. Ученые смогли это доказать с помощью данных Большого Канарского телескопа и радиотелескопов ALMA, сообщает пресс-служба Канарского института астрофизики. Подробно свое открытие ученые описали в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society Letters.

Галактика, получившая название BOSS-EUVLG1, имеет красное смещение 2,47. По этой мере «покраснения» света, исходящего от галактики, можно определить расстояние до нее: чем дальше галактика, тем больше значение красного смещения. Для BOSS-EUVLG1 значение 2,47 означает, что мы наблюдаем галактику, когда Вселенной было около двух миллиардов лет (сейчас ей около 13,8 миллиардов лет).

Большие значения красного смещения и яркости BOSS-EUVLG1 привели к тому, что ранее в проекте BOSS (Baryon Oscillation Spectroscopic Survey) объект отнесли к классу квазаров – одним из самых ярких объектов во Вселенной. Однако данные Большого Канарского телескопа и радиотелескопов ALMA показали, что это на самом деле не квазар, а галактика с экстремальными, исключительными свойствами.

Ученые выяснили, что высокая светимость BOSS-EUVLG1 в ультрафиолете и в излучении Лайман-альфа обусловлена ​​большим количеством молодых массивных звезд с низкой металличностью в галактике. В случае же с квазарами высокая светимость связана не со звездообразованием, а с активностью сверхмассивных черных дыр в их ядрах, которые поглощают окружающее вещество.

Скорость звездообразования в этой галактике очень высока: около тысячи солнечных масс в год, – что примерно в тысячу раз выше, чем в Млечном Пути, хотя BOSS-EUVLG1 в 30 раз меньше нашей галактики.

«Эта скорость звездообразования сравнима только с наиболее яркими известными инфракрасными галактиками, но отсутствие пыли в BOSS-EUVLG1 позволяет ее ультрафиолетовому и видимому излучению достигать нас, практически не теряя интенсивность», – объясняет Исмаэль Перес Фурнон, один из авторов статьи.

Результаты исследования позволяют предположить, что BOSS-EUVLG1 – это пример начальной фазы формирования массивных галактик.

[Фото: DESI LEGACY IMAGING SURVEYS AND GABRIEL PÉREZ DÍAZ, SMM (IAC)]