Используя Очень большой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT ESO), астрономы обнаружили черную дыру звездной массы за пределами нашей галактики. Результаты этой работы помогут в дальнейшем открыть подобные объекты в Млечном Пути и в соседних галактиках, сообщает пресс-служба ESO. Подробнее открытие описано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Найденная черная дыра находится в звездном скоплении NGC 1850 возрастом всего около 100 миллионов лет, которое расположено примерно в 160 000 световых лет от нас в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути. Черная дыра в 11 раз массивнее Солнца.

Ранее ученые уже выявляли подобные объекты в других галактиках – регистрируя или рентгеновское излучение, которое испускается, когда черная дыра поглощает вещество, или гравитационные волны, возникающие при слиянии черной дыры с другой черной дырой или с нейтронной звездой.

В данном случае исследователи применили другой – динамический – метод. Малую черную дыру в NGC 1850 они заметили по тому, как ее гравитация влияет на движение соседней звезды, масса которой составляет пять солнечных. Заметить объект удалось благодаря данным наблюдений, полученных за два с лишним года спектрографом MUSE на телескопе VLT ESO в чилийской пустыне Атакама.

Данные позволили ученым выделить звезду с необычными движениями, которые указывают на то, что недалеко от нее находится черная дыра. Результаты подтвердились в эксперименте по оптическому гравитационному линзированию. Этот же эксперимент, который провели астрономы из Варшавского университета, позволил ученым измерить массу найденной черной звезды.

[Иллюстрация: ESO/M. KORNMESSER]