Исследователи из Музея юго-западной биологии УНМ (MSB) впервые раскрыли экстремальную миграцию гигантских колибри на большие расстояния. Восьмилетнее исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, привело к еще одному важному открытию: самая большая колибри в мире – это новый вид, сообщает Университет Нью-Мексико.

Изначально ученые хотели выяснить, где зимуют перелетные гигантские колибри. Птицы, которые примерно в 8 раз больше чернолобого колибри, гнездятся вдоль тихоокеанского побережья в центральной части Чили, но «исчезают» после размножения. Эта загадка оставалась неразгаданной с XIX века, когда Чарльз Дарвин наблюдал за мигрирующими гигантскими колибри во время путешествия на корабле «Бигль». Тогда Дарвин предположил, что колибри мигрируют в район пустыни Атакама на севере Чили.

Прикрепив к колибри миниатюрные устройства для отслеживания, ученые обнаружили что мигрирующие птицы поднимаются на высоту более 13 000 футов над уровнем моря в Андах, залетая далеко на север, в горы Перу. Этот миграционный путь туда и обратно занимает более 5200 миль – примерно столько же, сколько расстояние между Нью-Йорком и Буэнос-Айресом.

Чтобы сделать это открытие, ученые разработали метод крепления миниатюрных устройств слежения, которые были достаточно малы и легки для колибри и не мешали их стилю полета. «Потребовалось много проб и ошибок, чтобы придумать подходящий дизайн ремней. С колибри сложно работать, потому что они легкие, с длинными крыльями и короткими ногами. Они – крошечные акробаты природы», – говорит Уильямсон, автор исследования.

Одним из открытий стало то, что перелетные гигантские колибри не просто сразу взлетают на большую высоту – они приостанавливают подъем на несколько дней, чтобы дать крови и легким акклиматизироваться. Таким образом, птицы используют ту же стратегию, что и альпинисты.

«Никто не мог понять, куда деваются мигрирующие колибри, потому что они прятались среди немигрирующих птиц», – говорит профессор и директор Музея биологии Юго-Запада Кристофер Витт. Две формы гигантских колибри выглядят практически идентично – на протяжении веков никто не замечал, что они отличаются друг от друга. Секвенирование генома музейных образцов позволило команде впервые различить две формы гигантских колибри.

«Коллекции по естественной истории были абсолютно необходимы для этой работы. Включение ДНК из 154-летних типовых образцов стало ключом к решению этой эволюционной головоломки», – говорит соавтор Этан Джилленхол. Фактически, ценные исторические образцы привели команду к революционному выводу о том, что мигрирующие и обитающие в высокогорных районах гигантские колибри развивались раздельно около 3 миллионов лет.

Популяция гигантских колибри, которая круглый год живет в высокогорных Андах, крупнее и имеет другие кровь и легкие, чем перелетная форма. Как ранее не признанный вид, он нуждался в названии. Посоветовавшись с учеными, команда предложила название Patagona chaski.

«Эта работа – только начало. Сочетание отслеживания миграции с геномикой открывает возможности для исследований, которые могут занять всю жизнь», – говорит Уильямсон.

[Фото: Chris Witt]