Северный Кавказ играл ключевую роль в древней колонизации Евразии и формировании ее культурного и генетического наследия, однако до сих пор не до конца изучена история всех местных культур. Ученые впервые провели глубокое секвенирование древней ДНК представителей культуры Кобань, сформировавшейся в позднем бронзовом веке на Северном Кавказе, и сравнили её с генетическими данными современных народов Кавказа. Результаты работы подтвердили роль носителей культуры Кобань как древнего генетического «моста» между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе. Исследование опубликовано в журнале European Journal of Human Genetics.

Культура Кобань. A Заюково-3, захоронение 72. Наконечник ножен, V век до н. э. B Заюково-3, кладбище, захоронение 33.Фото А.А. Кадиевой

Культура Кобань. A Заюково-3, захоронение 72. Наконечник ножен, V век до н. э.
B Заюково-3, кладбище, захоронение 33.
Фото А.А. Кадиевой

Регион между Черным и Каспийским морями считается важным мостом для миграции древних людей в Европу и Азию начиная с верхнего палеолита. Кроме того, особые климатические и географические условия сделали этот регион уникальным местом для зарождения и развития древних археологических культур — памятников, ограниченных во времени и пространстве и объединенных сходством типов поселений, жилищ, погребального обряда, керамики, некоторых форм орудий труда, оружия и украшений.

Самая малоизученная среди них — кобанская, одна из старейших культур бронзового века, выделенных в России. Сегодня ученые рассматривают её как «мост» между культурами бронзового века и современными этническими группами на Северном Кавказе.

Эта древняя культура получила свое имя от деревни Верхний Кобань, расположенной в современной Северной Осетии. Именно здесь в середине XIX века были найдены первые бронзовые артефакты этой культуры. Археологические находки, связанные с культурой Кобань, также были обнаружены по обе стороны Большого Кавказского хребта, в республиках Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия–Алания и Чечня, в Ставропольском крае, современной Южной Осетии и Грузии.

В период своего существования представители культуры Кобань активно общались с народами и странами Закавказья и Ближнего Востока, а также вступали в контакт с киммерийцами и позднее со скифами. Считается, что носители культуры Кобань сыграли важную роль в формировании генофонда современных северокавказских этнических групп. Однако само происхождение культуры до сих пор остается неясным, несмотря на то что археологические исследования начались ещё во второй половине XIX века.

Традиционно считалось, что культура Кобань произошла от среднебронзовой культуры Северного Кавказа, но радиоуглеродный анализ показал разницу в тысячу лет между ними. Связь культуры Кобань с Северным Кавказом также предполагали через пост-катакомбные захоронения, но и между ними обнаружен 500-летний перерыв.

Также есть теория, что культура Кобань зародилась в Южной Осетии и распространилась через Кавказ. Ее подтверждают многочисленные захоронения, однако мало кто верит в прямую связь между культурными центрами Южной Осетии и Северным Кавказом в ту эпоху. Считается, что культура Кобань имела несколько источников происхождения, включая разные культуры Закавказья и соседних территорий.

Сегодня существует несколько исследований происхождения культуры Кобань, которые выявили разнообразные генетические линии среди анализируемых образцов, включая множество митохондриальных и две Y-хромосомные гаплогруппы, связывающие их с древними и современными народами Евразии и Кавказа.

Команда исследователей, в которую входила Наталья Слободова из ВШЭ, проанализировала ДНК древних людей, принадлежавших к культуре Кобань, и сравнила их с генетическим материалом современных народов Кавказа. В ходе исследования были изучены геномы индивидуумов, принадлежащих к культуре Кобань, найденные на кладбищах Зайуково-3 и Клин-Яр-3, а также геномы представителей ранней аланской культуры. Основываясь на современных методах генетического анализа, ученые исследовали митохондриальные гаплогруппы и гаплогруппы Y-хромосомы, чтобы определить генетические связи между древними народами и современными жителями Кавказа.

Исследование ДНК пяти человек, принадлежащих к культуре Кобань, показало их тесную генетическую связь как с людьми из более ранних археологических культур бронзового века на Кавказе — культур Кура-Аракс и Майкоп, так и с людьми из поздней аланской культуры железного века. Этот результат показывает роль носителей культуры Кобань как древнего генетического «моста» между бронзовым и железным веками на Северном Кавказе.

Исследование также продемонстрировало, что между древними культурами Кобань, аланами и современными народами Северного Кавказа существует генетическая непрерывность. В их генетическом составе преобладают маркеры, характерные для местного населения Кавказа бронзового века, но также заметен вклад от степных кочевников — скифов и сарматов. Эти данные соответствует археологическим данным о перемещениях народов и взаимодействии различных культур в этом регионе в древности. Проведенное исследование позволяет утверждать, что современные народы Северного Кавказа имеют прямую генетическую связь с древними культурами, проживавшими на этих территориях много веков назад.

«Профили смешения культурных индивидуумов Кобань показывают, что степные кочевники (скифы) оказали влияние на население Кавказа не только культурно, но и генетически. Более того, индивидуум из Клин-Яр-3, могила которого имела несколько необычных для культуры Кобань особенностей, кажется, имел тесную культурную и генетическую связь со скифами Черного моря», - рассказала Наталья Слободова, доцент факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ.

Сравнительный геномный анализ индивидуумов Кобань и современных человеческих популяций показал, что носители культуры Кобань оставили свое генетическое наследие в современных популяциях кумыков и лезгинов и, вероятно, имели те же генетические корни, что и изолированная этническая группа армян Хамшени. Анализ древней ДНК также показал, что древний индивидуум из Клин-Яра-3, который ранее был описан как мужчина, на самом деле был женщиной.

Дополнительные исследования хорошо сохранившихся древних человеческих образцов позволят определить уровень локальной мобильности и родства между индивидуумами в древних обществах Северного Кавказа.

Информация и фото предоставлены пресс-службой НИУ ВШЭ