Испытан новый метод борьбы с раком мозга

Российские онкологи апробировали новый метод лечения рака мозга у детей, результаты которого указывают на прогресс в борьбе с этим опасным заболеванием.

Рак головного мозга занимает одну из ведущих позиций в рейтинге распространенности. Все чаще это заболевание находят у детей. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев диагностировать его удается только на поздних стадиях. Группа российских онкологов во главе с М.А. Швецовым, врачом-нейрохирургом Российского нейрохирургического института имени А.В. Поленова, клинически апробировала новый прием лечения, стимулирующий собственный противоопухолевый иммунитет человека. Результаты испытаний опубликованы в журнале Onco Targets and Therapy.

Традиционные методы лечения рака головного мозга, сочетающие удаление опухоли с последующей химио- и лучевой терапией, как правило, малоэффективны. Суть нового метода заключается в прицельном введении белка HSP 70 (т.н. белка теплового шока с атомной массой 70) в остаточную область после удаления самой опухоли. Класс протеинов HSP присутствует практически во всех живых организмах и участвует в механизме защиты клеточной структуры. Они получили свое название вследствие того, что их естественное выделение в организме усиливается при каком-либо стрессе, особенно при тепловом шоке. В ходе лабораторных испытаний было установлено, что HSP, выделенные из злокачественных клеток, стимулируют иммунную систему человека вырабатывать специфические антитела против раковых клеток, а также подавлять рост новых, тем самым мобилизуя собственные ресурсы организма в борьбе с недугом.

На следующем этапе была набрана контрольная группа из 11 пациентов обоего пола в возрасте от 4 до 14 лет со злокачественными новообразованиями головного мозга. Всем пациентам после удаления опухоли делали местные инъекции этого белка, параллельно применяя химиотерапию и облучение медицинским лазером. Через четыре недели после начала лечения у всех пациентов отмечалась остановка роста остаточной опухоли, а в одном случае она полностью исчезла.

Одним из показателей эффективности лечения в онкологии является выживаемость пациентов после года терапии. По итогам эксперимента, в контрольной группе этот показатель составил 10 человек из 11. Таким образом, первые результаты испытаний терапии рака мозга с использованием белка теплового шока выглядят весьма обнадеживающе. Новый подход не отменяет традиционных принципов лечения, однако позволяет значительно повысить их эффективность.

белок hsp 70 белок теплового шока рак головного мозга