0 комментариев 870

Новые находки энтомологов подтверждают значительные изменения климата на планете

Ученые наблюдают значительные сдвиги ареалов ряда насекомых, глубокие проникновения на север теплолюбивых форм, а также продвижение европейских и дальневосточных видов в Сибирь

Авторитетный экологический журнал Ecologica Montenegrina, специализирующийся на публикации результатов по исследованию глобального биоразнообразия, представил совместную исследовательскую работу энтомологов Алтайского государственного университета и ученых из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Ульяновска.

Аспирант Института биологии и биотехнологий АлтГУ Святослав Князев с коллегами-энтомологами в статье «Первое обнаружение Catocala helena Eversmann, 1856 (Lepidoptera, Erebidae) в Европе с примечаниями о ее распространении в России» рассказал о важной находке, подтверждающей происходящие на нашей планете серьезные климатические изменения.

«В последние годы мы наблюдаем значительные сдвиги ареалов ряда насекомых, глубокие проникновения на север теплолюбивых форм, например, нашествия богомолов в Алтайском крае; или продвижение европейских и дальневосточных видов в Сибирь. Очередная яркая находка такого рода — обнаружение ленточницы Елены Catocala helena в Сибири. Статья моего аспиранта (при участии коллег из Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Ульяновска) посвящена этому факту. Крупный яркий вид бабочек Catocala helena впервые найден в Западной Сибири и Европе. Ранее он был отмечен только на востоке Евразии: от Байкала до Тихого океана. Подобные факты — дополнительный аргумент о значительном изменении ареалов обитания животных в Северном полушарии, которые происходят прямо на наших глазах», — комментирует статью научный руководитель аспиранта, профессор кафедры экологии, биохимии и биотехнологии Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета, доктор биологических наук Роман Викторович Яковлев.

В статье, в частности, впервые сообщается о новых населенных пунктах на Южном Урале и в Западной Сибири, где ученые зафиксировали появление ранее здесь не обитавшего  восточно-палеарктического вида Catocala helena Eversmann. В соответствии с результатами исследований энтомологов распространение данного вида расширилось более чем на 2500 км к западу. В статье приводится общее распределение видов и их биономика и проиллюстрированы места обитания Catocala helena Eversmann на Южном Урале.

«По нашей традиции, результаты исследований мы публикуем только в высокорейтинговых журналах — эта статья также опубликована в журнале, входящем в Q2 по Scopus», — подытоживает профессор Яковлев.

Информация и фото предоставлены пресс-службой АлтГУ