Новое средство против вируса гриппа

Ученые из Новосибирска и Петербурга создали новый препарат, помогающий организму бороться с вирусом гриппа, используя камфору и летучие вещества, содержащиеся в клетках полыни и хвойных растений.

"Мы показали, что продукт взаимодействия двух доступных соединений камфоры и аминоэтанола, названный нами камфецин, обладает широким спектром противовирусной активности. Так, вещество оказалось активным по отношению к штаммам вируса гриппа типа А, в том числе свиного гриппа, гонконгского гриппа и птичьего гриппа, а также вируса типа В", — рассказывает РИА Новости Ольга Яровая из Новосибирского института органической химии СО РАН.

Борьба с гриппом осложняется тем, что есть три разновидности этого вируса – А, В и С, и достаточно сложно предсказать, какой вид вируса получит наибольшее распространение в следующем году. Производителям вакцин, приходится приспосабливаться к новым штаммам гриппа каждый год.

На сегодняшний день ученые открыли несколько антител, которые нейтрализуют большую часть вирусов одной из двух групп, но при этом малоэффективны против вирусов другой группы. Лекарств, подавляющих размножение вируса гриппа или препятствующих его проникновению в клетки человека, биологи и химики пока еще не смогли создать.

Яровая и ее коллеги под руководством профессора Наримана Салахутдинова приблизились к решению этой задачи, систематически изучая те молекулы, которые присутствуют в различных растениях и обладают противовирусными свойствами.

Проводя такие исследования, ученые обнаружили, что камфора – летучее вещество, которое можно найти в составе множества мазей и лекарств от воспалений – обладает сильными противовирусными свойствами. Схожими свойствами, по словам химиков, обладают некоторые другие терпены – летучие вещества, содержащиеся в клетках хвойных и цветочных растений.

Проверив работу ее более эффективного производного, камфецина, на культурах зараженных клеток, ученые протестировали работу этого вещества на мышах и крысах, которых они заражали летальными дозами самых опасных разновидностей вируса гриппа, в том числе и вируса свиного гриппа H1N1. Все грызуны в контрольных группах погибали на 10-11 день инфекции, тогда как даже небольшие дозы камфецина защищали свыше 60% мышей и крыс от гибели. Что интересно, данное соединение лучше всего действует на организм, если его ввести в первые два часа после инфекции, а при его введении до или после заражения эффективность камфецина достаточно сильно снижается.

По словам ученых, это указывает на необычный характер действия этого вещества – оно не подавляет размножение вируса, а препятствует его проникновению в клетки. Как показали наблюдения за вирусами, камфецин подавляет работу белка гемаагглютинина, который "склеивает" вирусную оболочку с мембраной заражаемой клетки. При увеличении дозы вещества его благотворный эффект заметно усиливался. В некоторых случаях камфецин был сравним по силе с осельтамивиром – препаратом для лечения гриппа, который рекомендуется для применения экспертами ВОЗ.

грипп камфора медицина новосибирский институт органической химии