Палеонтологи обнаружили одно из самых богатых и разнообразных в мире месторождений окаменелостей нижнеордовикского периода (около 470 миллионов лет назад). Расположенное в Монтань-Нуар, в департаменте Эро во Франции, это место, содержащее более 400 окаменелостей, отличается исключительно хорошо сохранившейся фауной. Помимо чешуйчатых компонентов, она содержит чрезвычайно редкие мягкие элементы, такие как пищеварительная система и кутикулы, в замечательной степени сохранности, сообщает Лозаннский университет.

Более того, эта биота когда-то располагалась очень близко к Южному полюсу, раскрывая состав самых южных экосистем ордовика. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Ecology & Evolution.

Анализ новой биоты показал присутствие членистоногих (группа, включающая многоножек и креветок) и книдарий (группа, включающая медуз и кораллы), а также большого количества водорослей и губок. Высокое биоразнообразие этого места позволяет предположить, что оно служило убежищем для видов, которые спасались от высоких температур, преобладавших в то время на севере.

«В период интенсивного глобального потепления животные действительно находились в высокоширотных убежищах, спасаясь от экстремальных экваториальных температур», – отмечает Фарид Салех, первый автор исследования.

Со своей стороны, Эрик Монсере и Сильви Монсере-Гужон, палеонтологи-любители, обнаружившие это место, с энтузиазмом добавляют: «Мы занимаемся разведкой и поиском окаменелостей с 20 лет. Когда мы наткнулись на эту удивительную биоту, мы поняли всю важность открытия и перешли от изумления к восторгу», – говорит Эрик Монсере.

Первая публикация знаменует собой начало длительной исследовательской программы, включающей масштабные раскопки и глубокий анализ окаменелостей. Используя инновационные методы и технологии, ученые стремятся раскрыть внутреннюю и внешнюю анатомию организмов, а также определить их филогенетические связи и образ жизни.

[Фото: Christian McCall]