НОВАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФАНТОМНЫХ БОЛЕЙ

Шведский нейробиолог Макс Ортис-Каталан предложил новую теорию происхождения фантомных болей у людей с ампутированными конечностями. Ученый сформулировал теорию в ходе работы над современным методом лечения фантомных болей. Терапия основана на технологии дополненной реальности.

После ампутации руки или ноги пациент может ощущать боль в отсутствующих конечностях. Такие боли называются фантомными. На сегодняшний день причины подобного состояния неизвестны.

По одной из теорий поврежденные при ампутации нервы врастают в соединительные ткани и образуют нейроны, которые работают неправильно, вызывая фантомные боли. Согласно другой теории участок мозга, соответствующий ампутированной конечности, начинает принимать сигналы от других частей тела.

Макс Ортис-Каталан предлагает гипотезу, которую он назвал стохастической запутанностью (stochastic entanglement). Нейробиолог считает, что участок мозга, который ранее принимал сигналы от уже ампутированной конечности, бездействует и больше не передает сигналы движения руки или ноги. При этом нейроны мозга могут производить нервные импульсы случайным образом. Иногда активность этих нейронов может совпасть с активностью нейронов, отвечающих за восприятие боли. Такое происходит в мозге каждого человека, однако на общем фоне разных сигналов, мы попросту не замечаем этого. Однако у людей с ампутированной конечностью такие импульсы могут вызвать боль в отсутствующей части тела.

Ситуация осложняется еще и тем, что по закону Хебба, клетки, которые активируются вместе – связываются между собой. В случае с ампутированными конечностями усиливаются связи между нейронами отсутствующей части тела и нейронами, отвечающими за восприятие боли. Поскольку в основе явления лежит случайное возбуждение нейронов, фантомные боли возникают не у всех людей, перенесших ампутацию.

Ортис-Каталан сделал выводы на основе своего метода лечения фантомных болей – Phantom Motor Execution (Движение фантомной конечности). Электроды закрепляются на оставшейся части конечности и перехватывают нервные импульсы. Система дополненной реальности использует эти импульсы и передает их на экран, словно дорисовывая недостающую часть тела. Терапия помогает пациентам контролировать виртуальную конечность. Соответствующие области мозга активируются, а связь между нейронами, вызывающими боль, разрушается.

ИСТОЧНИК ИЛЛЮСТРАЦИИ: Yen Strandqvist/Chalmers University of Technology