2 июня в стенах фундаментальной библиотеки МГУ прошло расширенное заседание Российского союза ректоров (РСР). Помимо глав высших учебных учреждений в нем приняли участие министр науки и высшего образования РФ В.Н. Фальков, президент РАН А.М. Сергеев, председатель Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию С.В. Кабышев и другие. На расширенном заседании обсудили участие России в Болонской системе и другие важнейшие вопросы высшего образования.

Президент Российского союза ректоров В.А. Садовничий начал встречу с доклада о развитии высшего образования в последние годы, о вступлении России в Болонскую систему. На его взгляд, система высшего образования, как и любая сложная система, требует периодического переосмысления принципов и механизмов, особенно это становится актуальным в сегодняшних условиях, когда необходимо продумать варианты реагирования на современные вызовы.

«Я никогда не скрывал своего отношения к Болонской системе, всегда выступал против нее», — сказал В. А. Садовничий. Уже к моменту вступления в Болонский процесс ректоры многих стран выражали опасения, что система может привести к потере национальной самобытности университетского образования. Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 г., в 2011 г. — на законодательном уровне. Болонская система подразумевает три уровня высшего образования, содействие академической мобильности за счет взаимного признания дипломов о высшем образовании, единую систему учета объема образовательных программ, компетентностный подход к оценке освоения образовательных программ и т.д. По словам В.А. Садовничего, несмотря на участие в Болонском процессе, некоторые страны продолжают развивать собственную систему высшего образования, основываясь на национальных нуждах. Так, например, во Франции и сегодня выдают дипломы инженеров по завершению пятилетнего периода обучения, что соответствует уровню магистра, а в США у студентов есть возможность самостоятельно определять траекторию своего обучения на основе выбора major и нескольких minor (основного профиля учебного цикла по основному образовательному направлению и нескольких дополнительных профилей из взаимосвязанных дисциплин вне основного направления). Своей системы образования придерживаются и в Китае.

Расширенное заседание Российского союза ректоров, 2 июня 2022 г.

Расширенное заседание Российского союза ректоров, 2 июня 2022 г.

Фото: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия

Высшее образование напрямую влияет на достижения страны в области здравоохранения, сельского хозяйства, промышленности и во многом определяет качество жизни. Сегодня роль сильных исследовательских школ значительно возрастает. По мнению В.А. Садовничего, именно создание структуры национальной системы высшего образования отвечает внешним вызовам. В этом вопросе его поддерживают и многие другие ректоры, которые отмечают, что высшее образование должно основываться на учете нужд реального сектора экономики. Например, не всегда необходимо именно двухгодичное обучение в магистратуре, в некоторых случаях достаточно одного года обучения, когда человек уже на первой ступени образования получил качественный фундамент знаний, в других направлениях, напротив, требуется большее количество знаний и учебных часов. Ректоры призывают к более гибкой системе образования, которая будет основана на национальных интересах. 

Президент РАН А.М. Сергеев отметил, что, когда он выбирал свою траекторию обучения, у него не было сомнений в востребованности своего направления, была уверенность, что государству необходима дисциплина, на которую проводят набор абитуриентов. С развитием рыночной экономики ситуация изменилась: некоторые сталкиваются с невостребованностью своих специальностей. Президент РАН считает, что образование должно в большей степени учитывать нужды представителей бизнеса, потенциальных работодателей. При этом он отметил, что помощь в выборе направлений подготовки часто становится «головной болью» учителей школ, которые помогают будущим абитуриентам сориентироваться, куда поступать. 

Министр науки и высшего образования В.Н. Фальков подчеркнул, что нынешняя система образования формировалась на рубеже конца 1990-х — начала 2000-х гг. и сегодня она должна соответствовать изменившимся как внешнеэкономическим, так и внутренним условиям страны. При этом министр науки и высшего образования считает, что возможности академической мобильности должны быть сохранены, что позволит студентам смотреть на мир более широко; необходимо предоставить студентам возможность обучаться и в пространстве Евразийского экономического сообщества, и в Латинской Америке, и в других странах.

«Система образования не может существовать отдельно от экономики», — сказал министр. Одна из корневых причин, которая заставляет «пересобрать» российскую систему образования из понятных и известных за рубежом переменных в новую уникальную систему, — геополитические ограничения, с которыми столкнулась наша экономика. «Экономика перестраивается, адаптируется, и система высшего образования должна адаптироваться соответствующим образом». Как считает министр, при попытке втиснуть дисциплины, которые изучались пять лет, в четырехлетний бакалавриат, в некоторых случаях пострадало качество подготовки специалистов. Необходимо изменить высшее образование в соответствии с современными запросами экономики. В частности, должны произойти изменения в подготовке инженеров. «Возникает конкретный запрос на инженера, способного создавать технологии, а не просто их обслуживать». Инженер может обучаться в системе 4 + 2 (четыре года бакалавриата + два года магистратуры), но в большинстве случаев инженер должен готовиться пять лет, где последний год — практика на предприятии.

«Главный запрос современного образования — гибкость», говорит Валерий Николаевич. Министр обратил внимание на то, что специалитет сегодня приравнивают к уровню магистратуры и это значит, что студент не может претендовать на бесплатное место (за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета) в магистратуре. Это ограничивает его возможности. «Если мы сложим 5 + 1, то это будет более адаптированная под текущие вызовы и запросы система. Она позволит дать десяткам тысяч выпускников специалитета доступное качественное образование в соответствии с запросами времени». В отношении магистратуры В.Н. Фальков заметил, что зачастую выпускники бакалавриата идут туда не за знаниями, а за дипломом. Этот момент тоже требует внимания. На его взгляд, разработка более ясных представлений о моделях магистратуры и их более гибкое соотношение с бакалавриатом способны решить этот вопрос. 

Председатель Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию С.В. Кабышев заключил: «Отсекая худшее, мы не должны забывать о лучшем. Мы фактически обнуляем Болонскую систему, но мы не должны забыть о правах тех студентов, которые получили дипломы в соответствии с этой системой». 

 

Фото в материале: Анастасия Ибрагимова / Научная Россия