Экономисты Майкл Кремер, Эстер Дюфло и Абхиджит Банерджи получили Нобелевскую премию по экономике за работу по борьбе с бедностью, - пишет sciencenews.org.
Научный подход к снижению многих вредных последствий бедности с помощью экспериментов в школах и других реальных условиях получил Нобелевскую премию в области экономических наук.
Экономисты Эстер Дюфло и Абхиджит Банерджи из Массачусетского технологического института и Майкл Кремер из Гарвардского университета получат равные доли в призе в 9 миллионов шведских крон, что эквивалентно примерно 900 000 долларов.
Дюфло - вторая женщина, удостоенная Нобелевской премии в области экономики. Первой была Элинор Остром, которая получила ее в 2009 году за исследования того, как люди в небольших сообществах управляют общими природными ресурсами.
«Бедность имеет глубокие корни, и мы используем экспериментальный подход, чтобы исследовать конкретные аспекты этой проблемы и определить, какие вмешательства работают», - рассказала Дюфло.
Более 700 миллионов человек в мире живут в условиях крайней нищеты. Половина детей мира покидают школу без базовых языковых и математических навыков. Примерно 5 миллионов детей в возрасте до 5 лет ежегодно умирают от болезней, которые можно было бы предотвратить с помощью недорогих методов лечения.
Три лауреата разработали и протестировали комплекс мероприятий, нацеленных на конкретные способы смягчения последствий нищеты в сфере образования, здравоохранения и других областях. Такие исследования особенно важны, потому что политика, направленная на борьбу с бедностью, часто может иметь неприятные последствия.
Экономика развития - отрасль экономики, основанная в 1960-х годах, которая занимается изучением того, как бедные развивающиеся страны превращаются в более процветающие страны, - к концу 1980-х, казалось, не смогла добиться каких-либо теоретических успехов, говорит экономист Йорн-Штеффен Пишке из Лондонской школы экономики.
Но потом «три лауреата [2019 года] превратили экономику развития из области, которая была застойной и непривлекательной для молодых талантов, в одну из самых динамичных областей экономики сегодня», - говорит Пишке. Это преобразование началось в середине 1990-х годов, когда Кремер возглавил команду, которая провела тестирование ряда мероприятий, направленных на улучшение обучения среди учеников школ в западной части Кении.
Банерджи, Дюфло и Кремер затем проводили аналогичные исследования в других странах.
Одним из важных направлений исследований стали программы «Обучение на нужном уровне», которые позволяют учителям из развивающихся стран с низким уровнем дохода ориентировать обучение на уровень знаний учащихся. Преподаватели этих программ стараются сдерживать учащихся от отставания, а не просто работают по единому учебному плану для каждого класса.
Например, исследование, проведенное в 2011 году Дюфло, показало, что результаты тестов 1-го класса в кенийской школе улучшились, когда учителя разделили учащихся на более мелкие классы в зависимости от их начального уровня обучения.
По словам Тессы Болд из Института международных экономических исследований Стокгольмского университета, подобные исследования показали, что почти нерешаемый вопрос «как бороться с глобальной бедностью?» можно разбить на более мелкие, поддающиеся обдумыванию вопросы, такие как «почему дети не посещают школу?» и «почему мелкие фермеры не используют такие технологии, как современные семена и удобрения, которые, как известно, приносят прибыль?».
«Исследования лауреатов 2019 года оказали огромное влияние на мою работу», - говорит Болд.
[Фото: sciencenews.org]