Николай Юркевич

Николай Юркевич

На пресс-конференции по итогам деятельности Сибирского отделения РАН за 2020 год руководитель полевых работ Большой Норильской экспедиции (БНЭ), заведующий лабораторией эколого-экономического моделирования техногенных систем Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А.А. Трофимука СО РАН Николай Викторович Юркевич поделился подробностями БНЭ и планами на дальнейшую работу.

Напомним, начиная с конца лета и до начала сентября полевой отряд из 38 человек из 14 институтов занимался изучением территории норильского промышленного района, чтобы изучить последствия разлива нефтепродуктов из аварийной цистерны вблизи Норильска. За время экспедиции исследователи взяли пробы, непосредственно вблизи места, где ранее находилась аварийная цистерна, в ручье Безымянный, реках Дальдыкан, Амбарная, Пясина, озере Пясино и даже в Карском море. Большинство мест, где были отобраны пробы, довольно труднодоступны, до некоторых из них учёные добирались вертолётом. Несмотря на то что в 2020-ом году учёные направились в экспедицию, чтобы изучить последствия аварии, информация, которую они получили, позволила комплексно изучить экологическую ситуацию вблизи Норильска в целом.

 «Были отобраны пробы воды, почв, донных отложений, биологических образцов; мы провели работы по изучению многолетнемерзлых грунтов, отлов животных. Проведены исследования воды, как на нефтепродукты, так на микроэлементы и тяжелые металлы. Результаты сейчас переданы заказчику – Норникелю. Это более чем 1 000-страничный отчет, в котором, в частности, отражены факторы, способные повлиять на устойчивость резервуара, отдельное внимание уделено состоянию многолетних мерзлых пород в области действия норильских добывающих компаний», - говорит руководитель полевого этапа экспедиции Николай Юркевич.

На данный момент все работы завершены, и по их результатам разрабатывается  план работ на следующий год. Был опубликован и отчёт. Николай Юркевич резюмировал:

«Первое. Мы можем констатировать, что под 5-м резервуаром, который был разрушен, есть техногенный талик, который мог привести к просадке колонны. Там работала экспертная комиссия Ростехнадзора, результаты официального расследования доступны. Мы не имеем права выдавать полноценные судебные экспертизы, но можем со своей стороны констатировать, что растепление грунтов в районе 5-го резервуара было, техногенный талик присутствует, под 4-м резервуаром нами была обнаружена конкретная опора, которая также имела признаки нестабильности. И по итогам обследования 4-ый резервуар также был демонтирован.

Второе. Что касается непосредственно разлива и последствий: мы однозначно можем констатировать эффективность действий компании Норникель по устранению последствий аварии. Зафиксировано загрязнение нефтепродуктами пойменной территории до места установки боновых заграждений, до устья реки Амбарная; в самом озере Пясино следы нефтяных загрязнений были найдены только в южных районах и в минимальных концентрациях. Что касается остальной территории озера Пясино и реки Пясина, вплоть до самого Карского моря, превышения относительно фона не зафиксировано. Аналогичная картина по всем остальным направлениям. В радиусе 50 км от промышленных объектов фиксируется высокая концентрация поллютантов, значительная деградация биоразнообразия, вод, почвы; но катастрофических последствий от разлива нефтепродуктов мы не обнаружили.

Важным результатом считаю следующее: нами была дана рекомендация Норникелю внимательно отслеживать ситуацию в период весенне-летнего периода. Особенность аварии в том, что разлив нефтепродуктов произошел в период половодья. На момент проведения экспедиционных работ уровень воды значительно спал, река Амбарная представляла собой ручей, который можно было перейти практически не замочив ног, тогда как в половодье река разливается до нескольких сотен метров в пойменной части. Территория достаточно большая и, несмотря на то что было собрано достаточно большое количество грунта, пропитанного соляркой, с высоким содержанием нефтепродуктов, очевидно, что 100% эффективного результата подобные работы дать не могут.

БНЭ дала единовременный срез по экологическому состоянию территории, от этого необходимо перейти к получению систематических данных…».

Как пояснил Николай Юркевич, проект «Большая Норильская экспедиция» - пример того, как промышленность может взаимодействовать с Академией наук, которая смогла отправиться в экспедицию максимально быстро, «по горячим следам» и предоставить рекомендации по устранению последствий и дальнейшей эксплуатации территории. Также, как считает Николай Юркевич, Норильская экспедиция может вырасти в центр, который способен решать все задачи, возникающие в работе Норильского комбината, быть ответственным за науку прогнозирования. По его словам такая задача уже решается.

В 2020 году работа Большой Норильской экспедиции не заканчивается, уже имеется план на предстоящий, 2021 год. Планируются оценка потенциального загрязнения в динамике, обязательные работы по оценке эффективности окисляющих углеводород бактерий, исследование потенциально опасных инженерных сооружений и объектов, также планируется и расширение географии исследований: не только по водотокам от места разлива нефтепродуктов до Карского моря, но и в других направлениях.

 

Подготовлено по материалам СО РАН.