Ученые из Университета Байройта (Германия) обнаружили, что микропластик, который проникает в биоотходы, после переработки органического мусора практически не исчезает: он остается в ​​удобрениях. Результаты опубликованы в Science Advances

Микропластик – это микроскопические пластиковые элементы, которые не видны человеческому глазу. Однако они представляют для окружающей среды даже большую опасность, чем крупные пластиковые бутылки и пакеты. Микропластик сейчас плавает во всех мировых океанах и попадает в пищу морских обитателей. Однако и на суше он может вызвать огромные проблемы.

Исследователи задались вопросом, могут ли мелкие пластиковые частички, которые попадают в несъеденные продукты питания и в отходы из растений на фермах, также проникать и в удобрения. Чтобы найти ответ, ученые протестировали компосты с нескольких перерабатывающих предприятий, которые были получены как аэробным, так и анаэробным способом.

При аэробном компостировании разложение проходит при наличии кислорода: отходы смешивают с почвой, микробы разрушают их и превращают в материал, пригодный для «кормления» растений. Анаэробное разложение происходит в бескислородной среде: органический материал попадает либо в запечатанный сосуд, либо в яму, которую накрывают пленкой, где он гниет, «переваривается». При этом способе не только получаются удобрения, но и вырабатывается биогаз.

В результате исследования ученые нашли некоторое количество микропластика во всех образцах, которые они тестировали. Пластиковые элементы не нашли лишь в тех удобрениях, которые были получены из отходов от растений. Они также обнаружили, что количество микропластика зависит от способа переработки. Большее количество пластиковых микроволокон оказывается в удобрениях, полученных при аэробном компостировании. Специалисты предполагают, что микропластик попадает в биоотходы из пищевых продуктов (в которых он тоже присутствует), а также из пластиковых контейнеров, в которые собирают и в которых хранятся отходы.

Испытания проводились на перерабатывающих предприятиях в Германии. Это уникальное исследование, потому что Германия считается страной, которая серьезно относится к работе с органическими отходами и, в целом, к сортировке мусора. Так, продукты, которые давно испортились в холодильнике, отправляются в отдельную мусорную корзину, а потом – на перерабатывающие предприятия, где их очищают перед тем, как превратить в удобрения.

[Фото: Phys.org]